НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ
Наше меню

Это интересно

Эксперимент Зарубина Г.С.

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

Опрос
Как часто вы посещаете наш сайт?
Всего ответов: 24

Теги
зима зимние забавы раскраска раскраски задания для детей малышам математика домашнее задание космос лексическая тема родителям тема тема недели совет грибы прогулка выпускной одежда нод буква г грамота обучение грамоте зож педсовет блог дети раннего возраста дидактическая игра конспект ранний возраст 9 мая май майские праздники презентация проект Боярская лепка соленое тесто для родителей медицинские прививки веснушки огоньки масленица скоморохи дети развлечения новый год 8 марта 8 марта весна праздник вокал конкурс Новый год 2017 Новый год - 2017 осень Гнёздышко

Детские песни


Календарь
«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Кто онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рубрику ведет Слепцова А. В., учитель-логопед МАДОУ № 215

Нейропсихологический подход к диагностике нарушений речевого развития детей дошкольного возраста.

1. Значение нейропсихологического анализа в коррекционной работе  с детьми,  имеющими отклонения в речи.

2. Нейропсихологический подход к диагностике детей с речевыми нарушениями.

В нейропсихологии и ее методах обнаружили потребность педагогика, дефектология, детская неврология, специальная психология, и логопедия и др. Особое значение она постепенно стала приобретать в ДОУ, общеобразовательной школе в связи с всевозрастающим процентом неуспевающих в обучении детей. Эти обстоятельства и ряд других поставили школу и другие детские учреждения перед необходи­мостью поиска новых подходов к изучению причин роста неуспеваемости в обучении детей, к разработке способов и методов преодоления трудностей этой группы детей в воспитании и обучении.

В этой связи в конце 60-х годов Л.С.Цветкова совместно с А.Р. Лурией проделали совместное исследование, в котором была предпринята первая попытка показать роль нейропсихологии и ее место в решении проблемы не­успеваемости детей . В этих работах авторы впервые подошли к мысли о необходимости включения нейропсихологии и ее методов в об­следование детей, обучающихся и воспитывающихся в общеобразовательной школе и ДОУ, то есть к исследованию неклинических форм от­клонений в психической деятельности детей, а также и введения нейропсихологических методов обследования и восстановления ВПФ в дефектологию для работы с детьми с аномальным развитием.

  Дело в том, что на сегод­няшний день, в целом, отсутствует концепция нейропси­хологии детского возраста, но существует нейропсихологическая  диагностическая   и   коррекционная   практика работы с детьми с отклонениями в развитии психики, и она получает все более широкое развитие.

 Нейропсихоло­гия детского возраста явилась результатом социального за­проса, который исходил из различных детских учрежде­ний — детских яслей, садов, общеобразовательных и специальных школ. Причиной этого запроса явились при­знаки отставания некоторых детей в психическом, речевом разви­тии, интеллектуальном развитии рост количества таких детей, воспитывающихся в детских учреждениях и дома, в семейных условиях, отста­вание большой группы детей в готовности к обучению в школе и трудности их адаптации к новым школьным усло­виям и требованиям. Таким образом, к новым сферам приложения нейроп­сихологии можно отнести — педагогику, специальное обу­чение детей с задержкой психического развития (ЗПР), де­фектологию, коррекционно-развивающее обучение детей  с аномальным развитием психики, речи  или с несформированностью некоторых систем ВПФ.

          Одним из путей,  является при­влечение новых методов обследования детей, создание не суммы методов, а их тесного взаимодействия при обследо­вании детей с целью установления степени готовности ре­бенка к обучению в учреждении, постановки своевременного и научно обоснованного диагноза, поиск причин и механиз­мов сформированности (несформированности) ВПФ, или их нарушения, или девиации развития психической деяте­льности. Это необходимо для решения задач по поиску адекватных форм и методов обучения этой группы детей. Таким методом, как показали исследования, является нейропсихологическое обследование психической сферы ребенка и его об­щего развития.

Известно, что отставание в развитии ВПФ на ка­ком-либо возрастном этапе, так же, как и трудности обу­чения детей в ДОУ и школе, являются следствием не одной какой-либо причины, а целого их комплекса. Поэтому и обследование ребенка должно проводиться целым комп­лексом методов (психологических, педагогических, не­врологических и др.), но все они должны быть объектив­ными, взаимосвязанными и направленными на одну цель — установление соответствия развития психики, личности ребенка, его осознанной произвольной деяте­льности, эмоций, контроля за своими действиями и т. д. его возрасту, установление степени (высокой, средней, низкой) развития психики, установление трудностей в протекании психической деятельности.

Нейропсихологический метод обследования должен входить в этот комплекс и также должен быть направлен на ту же цель, но в отличие от других методов он решает зада­чи выявления причин и механизма отставания в развитии ребенка, изучает несформированность или задержку развития ВПФ и их структурную неполноценность, выявляет недостаточность работы определенных зон мозга функци­онального или органического генеза, то есть дает возмож­ность соотнести девиацию или дефицит в развитии психи­ки  и речи ребенка с задержкой созревания тех или других зон головного мозга. Используя специфические методы обсле­дования детей, нейропсихология детского возраста может определить и причины неуспеваемости детей в детском саду и школе, на­метить пути преодоления этих трудностей.

 Роль нейропсихологии заключается в учете взаимо­связи ВПФ с определенными участками мозга, в выявле­нии нарушения органического генеза или дисфункции, или несформированности целой группы, системы ВПФ, которое возникает при незрелости каких-либо участков мозга. В нейропсихологии давно известно, что при поражении одного участка мозга может оказаться нарушенной не одна какая-либо психическая функция, а несколько форм психической деятельности (и устная речь, и письмо, и чтение, и счет), и все они будут наруше­ны по одной причине, так как в их структуру входит один общий фактор. И наоборот, одна и та же функция может быть нарушена при поражении различных участков моз­га, так как она сложна по структуре, и разные ее звенья реализуются разными областями мозга. Поэтому, если у ребёнка обнаружены трудности в формировании, ска­жем, письма, то необходимо провести квалифицирован­ный нейропсихологический анализ трудностей с целью поиска причины дефекта.

Таким образом, нейропсихология, с одной стороны, позволяет узнать, какие зоны мозга и какие функциональ­ные системы оказались нарушенными или в свое время несформированными, и тем самым подойти к причине труд­ностей, испытываемых ребенком на любом возрастном этапе его развития или воспитанников в развитии, а с другой — она обладает специальными методами обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.

Главную роль в данном методе А. Р. Лурия отводит не выделению единичных симптомов, а описанию целого симптомокомплекса психических изменений, наступающих при локальмны поражении мозга, и вычленению в этом симптомокомплексе качественно однородных (общих) признаков, составляющих специфическое качество - фактор, имеющий определенное локальное значение. На­пример, выпадение или ослабленность «речеслухового фактора» психической деятельности (недостаточность акустического гнозиса, неполное понимание обращенной речи, слабость слухоречевой памяти, нестойкость слухового контроля и внимания) однозначно свидетельствует о наличии поражения или дисфункции мозговых структур левой височной области (у правшей). Ослабленность «динамического фактора» психической деятельности (трудности ки­нетической организации различных психических операций и дей­ствий: двигательных, речевых, дискурсивных, мыслительных и др.) имеет прямую связь с морфофункциональной недостаточнос­тью передних премоторных областей головного мозга. Нарушение «пространственного фактора» (изменения ориентировки в про­странстве, дефекты в конструктивно-изобразительной деятельно­сти, трудности счета, понимания сложных логико-грамматичес­ких структур, слабость зрительно-пространственной памяти) гово­рит о неблагоприятном состоянии теменно-затылочных отделов мозговой коры.

Такой нейропсихологический факторный анализ синдрома позволяет не только определить локализацию очага, но и выя­вить внутреннюю психофизиологическую структуру дефектной функции. Метод нейропсихологического анализа А.Р. Лурия (1950) успешно применял не только при изучении локальных изменений высших корковых функций у взрослых, но и у детей с речевой недостаточ­ностью.

Нужно отметить, что метод факторного анализа был приме­нен и Р.Е. Левиной (1951) при изучении неговорящих детей (алаликов). В этой работе анализ речевых и других психических изменений также был проведен в строгом соответствии с выде­ленными факторами («ведущими недостаточностями»). При внимательном рассмотрении особенностей дефектов у алаликов обнаруживается принципиальное структурное сходство выше­указанных «нейропсихологических факторов» и «ведущих не-достаточностей» у неговорящих детей, выделенных Р.Е. Ле­виной.

         За последнее десятилетие существенно расширилась сфера при­менения нейропсихологического метода в исследовании детей: на­ряду с традиционным изучением патологий психической деятельности при локальных поражениях головного мозга, она все больше включает анализ состояния психических процессов как в норме (Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова, 1997; «Ак­туальные проблемы нейропсихологии детского возраста», 2001 и др.), так и при нарушениях психического развития (И.Ф, Марков­ская, 1993). Нейропсихологический метод используется для изу­чения закономерностей формирования мозговой организации пси­хических процессов в детском возрасте, для исследования индиви­дуальных различий в развитии психических функций на разных этапах онтогенеза.

 Применение нейропсихологического метода анализа показывает, что нарушение речевой деятельности детей не является изолиро­ванным проявлением одной функции — оно вовлекает в патологи­ческий процесс целый комплекс функций, в том числе и нерече­вых. Последовательное развитие представлений о системном стро­ении психических функций позволяет утверждать, что при недо­развитии речи имеет место не одно, а целый ряд нарушений, ха­рактеризующихся различной структурой дефекта. Несформированность отдельных психологических операций, принимающих участие в осуществлении речевой функции, обна­руживается и в неречевых функциях. Из этого следует, что в прак­тике коррекционной работы логопед должен обязательно учиты­вать, какие структурные звенья нарушены во всех сферах деятельности ребенка, а не только в речевой. Только такой подход может обеспечить психологически адекватное коррекционное воздей­ствие и по-настоящему системный подход в коррекционной работе, предполагающий прямое воздействие не только на страдающее звено или функцию, но и на все функции и процессы.

Известно, что на ранних этапах развития психических функ­ций, в процессе их онтогенетического формирования, каждая фун­кция осуществляется при участии множества других систем. Как правило, этот процесс протекает достаточно спонтанно и естествен­но. Однако общее недоразвитие речи возникает на фоне рассогла­сования с другими психологическими системами и их дефектнос­ти. Отсюда вытекает необходимость целенаправленной педагоги­ческой деятельности по преодолению дефектов речи с опорой на сохранные звенья.

Так, у детей с первичной недостаточностью динамической организации речевых процессов представляется целесообразным опираться, прежде всего, на сохранные у них функции, например на процессы пространственного анализа, и синтеза. Полезным при этом может быть использование различных внешне представлен­ных схем, моделей, планов и т.п. Использование такого рода вне­шних опор обеспечивает формирование новых функциональных систем, позволяющих преодолеть имеющийся у ребенка специфи­ческий недостаток. В случаях выраженного дефекта в сфере пропираться на аспекты организации деятельности.

Педагог дол­жен выбирать направления коррекционной работы на основе ре­зультатов квалифицированного логопедического и нейропсихологического обследования, которые позволяют выявить нарушение и сохранность того или иного звена функциональной системы, определить степень выраженности дефекта в каждом отдельном случае, изучить индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка, связанные с преодолением специфического для него нарушения. Исследовать нарушенную, несформированную  речь необходимо начиная с изучения про­цессов предметного восприятия и образов. Л.С. Выготский пи­сал, что всякое слово имеет первоначальный образ-представление, и рост словаря прямо связан с образованием многочисленных и многообразных связей между предметным образом и словом. Понимание речи также связано с развитием чувственной основы речи — предметных образов. Следует также вспомнить, что первыми словами у детей являются не названия предметов, а действий, т.е. глаголов. Важной является та роль речи, которую она выполняет в психической деятельности человека — она организовывает все ВПФ, вхо­дит в их структуру, регулирует деятельность и поведение, т.е.  речь, формируясь и развиваясь как самостоятельный психиче­ский процесс, затем начинает выполнять и функции опосредствования ВПФ, их связывания и организации.

  Факты, полученные в нейрохирургической клинике, свидетель­

свидетель­ствуют о том, что локальные поражения «речевых зон» в детском возрасте (в 6-10 лет) не сопровождаются столь же выраженными, как у взрослых больных, нарушениями речи: у детей, как прави­ло, не бывает такой же грубой патологической речевой симптома­тики, как у взрослых, при поражении одних и тех же систем моз­га (Э.Г. Симерницкая, 1985).

Но, несмотря на это, характер нарушений, т.е. их психологи­ческая структура, оказывается принципиально сходным со структурой речевого дефекта у взрослых. Например, при опухо­левом поражении моторных «речевых зон» у детей так же, как и у взрослых больных, обнаруживалась патологическая тормозимость речевых следов, изменения заданного порядка слов, контаминации, персеверации. При поражении сенсорных «рече­вых зон» нейропсихологическое обследование позволяло выя­вить у таких детей симптомы амнестической афазии, наруше­ния слухоречевой памяти и др.

Важным для логопедии в методике исследования является и тот факт (по данным Э.Г. Симерницкой, 1985), при поражении левого полушария нейропсихологически у детей отчетливо выявляются различные формы апраксий:

1)   при поражении теменной области выявляется нарушение кинестетической организации движений;

2)   при лобно-височном поражении возникают расстройства динамического праксиса в виде замедленности, дезавтоматизации, трудностей переключения с одного движения на другое; при пробах на слухомоторные координации выявляются персеверации, нарушения произвольного выполнения серий ритмических движений;

3)   при теменно-затылочных поражениях, как и у взрослых, выявляются специфические нарушения пространствен­ного праксиса и др.

Таким образом, приведенные данные являются убедительным подтверждением больших диагностических возможностей нейропсихологического пути обследования нарушений речевой деятель­ности и других высших форм психики детей.

       Подробный перечень и описание существующих методик нейропсихологического обследования представлены в известных ра­ботах А.Р. Лурия (1969). В последние годы разработаны и опубликованы раз­личные варианты нейропсихологических методик, адаптирован­ных к детскому возрасту (Методика ..., 1988; И.Ф. Марковская, 1993; Т.В. Ахутина 1995,Л.С. Цветкова, 1997; А.Н. Корнев, 1997; Схема ..., 1998 и др.). Многие исследовательские пробы, которыми пользуются в нейропсихологическом обследовании, совпадают с логопедически­ми приемами обследования звуковой (фонетико-фонематической , лексической, грамматической)сторон речи, письма, чтения.

Существует несколько методик нейропсихологического обследования детей. Мы рекомендуем в своей логопедической практике придерживаться диагностики опубликованной в книге Л.С.Цветковой «Методика нейропсихологической диагностики детей», изданной в Москве в 1998 году.

Предлагаемая методика нейропсихологического обсле­дования представляет собой модифицированный вариант нейропсихологической методики, разработанной А.Р.Лурией и его сотрудниками, адаптированной к диагностике де­ти старшего дошкольного и младшего школьного возраста с аномальным развитием. Она основана на современных нейропсихологических и общепсихологических концепциях формирования, развития и распада ВПФ у детей и условно состоит из двух взаимосвязанных частей. Одной из ее важнейших задач является не изолированное исследование нарушения той или иной ВПФ, и, прежде всего речи, письмачтения и счета, а в их взаимосвязи с другими ВПФ, а прежде с личностью, эмоционально-волевой сферой и поведением ребенка.

  Методика дает возможность исследовать нарушенную (ими несформированную) функцию на трех уровнях ее организации - мозговом, психофизиологическом и психологическом, что позволяет не просто обнаружить симптом, но и его природу,  и механизмы, нарушение внутри- и межфунк­циональных связей. Такой подход к дефекту  дает возмож­ность поставить топический и дифференцированный диаг­ноз и наметить адекватный путь коррекционной работы. Эта методика позволяет решить ряд задач:

1. Описать и дать анализ клинической картины наруше­ния психической деятельности ребенка.

2. Выделить фактор (или механизм) нарушения тех или других ВПФ.

3. На его основе провести синдромный анализ дефекта, т.е. найти все ВПФ, которые нарушены по тому же механиз­му (фактору).

4. Вычленить и провести анализ сохранных ВПФ и форм деятельности ребенка.

5. Поставить на основе синдромного анализа заключение.

6. Наметить пути и методы восстановительной работы.

Восстановительная работа в этом случае должна проте­кать в форме формирующего обучения. Дело в том, что у этих детей отсутствуют (как правило) патологические де­фекты органического происхождения, но имеют место сим­птомы возрастного недоразвития, несформированности тех или других ВПФ функционального или физиологического генеза. Поэтому обучение должно быть направлено на фор­мирование этой группы ВПФ, а не на их коррекцию. Нейропсихологическое обследование детей и формирующее обу­чение должны начинаться еще до поступления детей в школу.

Формирующее обучение, так же как и нейропсихологическое обследование, должно учитывать возраст ребенка, ведущую деятельность и ведущую психическую функцию этого возраста. Задачами обучения должны стать прежде всего формирование ВПФ, испытывающих дефицит в разви­тии, и работа должна вестись не над изолированными ВПФ, а в системе и в предметной деятельности. Формирующее обучение должно также обучать знаниям ребенка - увели­чивать их объем, улучшать качество и др.

Требования к знаниям нейропсихологических тестов, их психологической сущности

Необходимо знание общей схемы и структуры нейропсихологического обследования,  конкретных проб и инструкций. Следует учесть и то, что нейропсихологическое обследование  является структурно-динамическим. Это означает, что при обследовании ребенка необходимо не только обнаружить дефект, но и проверить его динамику особыми методами. С этой целью применяются методы или затрудняющие,  или облегчающие выполнение того или другого теста (задания). Это позволит уточнить состояние мозговых их повреждение или дисфункцию, что в свою очередь позволит увидеть возможности и направление реабилитационной работы, позволит увидеть зону ближайшего развития

В настоящее время нейропсихология оказалась востребованной и педагогикой, и де­фектологией, и др. В этой связи наблюдается широкое развитие практической нейропсихологии. Теперь в  работе специалистов ДОУ,  в общеобразовательной школе с детьми с неклиническими отклонениями в развитии психической деятельности, а также и в специальных учебных заведениях с детьми с аномальным развитием используются нейропсихологические методы. В настоящее время имеется много публикаций по детской нейропсихологии, защищаются дипломные и диссертаци­онные работы. Все это является, несомненно, положительным фактом, указывающим на большие возможности нейропсихологии в решении большого круга вопросов, в частности, вопросов педагогической практики и в расширении сфере приложения нейропсихологической науки и ее методов.

Особое значение нейроп­сихология приобрела в последние годы в работе с детьми, поступающими в ДОУ,  общеобразовательную школу или уже обучающимися в ней.

Данные обследования школ и детских садов по этому вопросу, проведенного специалистами Министерства об­разования РФ, показали, что 85% детей, воспитанников детских садов и школ, нуждаются в помощи специалистов медицинского, психологического или коррекционно-пе­дагогического профиля. 25% детей нуждаются в специали­зированной коррекционной помощи.

Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диаг­ностики и коррекции трудностей в обучении. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с системным недоразвитием. В первую очередь это дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и с задержкой психического развития (ЗПР), с ЗЗР ( задержкой речевого развития), системным недоразвитием речи (СНР). Картина нарушений у таких детей неоднородна и не исчерпывает­ся речевыми симптомами. У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций.

 Комплексное нейропсихологическое об­следование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать план индивидуального сопровождения ребенка направленной коррекции.

В нашем деском саду используется мобильная картотека комплексной диагностике с нейропсихологическими подходами для детей с речевыми нарушениями.

За основу взята нейропсихологическая диагностика Л. С. Цветковой.

Разработан протокол нейропсихологической диагностики, которая позволяет отследить динамику коррекционно-развивающей работы.

В нашем учреждении зачисляются дети в логопедические группы, только с тяжелой патологией речи: это ОНР 2-3 уровня и СНР.

Дети в эти группы зачисляются через городскую ПМПК и определяется срок коррекции. По окончанию срока коррекции происходит выписка через выездную городскую ПМПК- это происходит в виде утренника в процессе которого отслеживается работа всех служб детского сада и по результатам дается оценка коррекционно- развивающей работы специалистов.

В 2009-10 г. выпущены дети с 98% положительной динамики, а в 2010- 11уч. году выпуск был со 100% динамикой развития воспитанников.

В коррекционную работу включены все службы детского сада.

 Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестрой­ки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения.


Поиск по сайту




Категории раздела

Новости сайта [20]
Новости в детском саду [96]
Педсоветы [0]
Утренники [18]
Родительские собрания [10]
Конкурсы в детском саду [4]
Конкурсы на сайте [0]



Мы - лучшие

конкурс

Сайт «Тавосочка» - победитель городского конкурса сайтов «Лучший сайт ДОУ» 
в 2014 г.



Наши сайты

  • Группа Жаворонки
  • Лебедькова Ю.Г.
  • Суходоева О.Г.



  • Родителям

    Электронная очередь в ДОО
    Оплата детского сада
    Постановление Администрации г Кемерово
    Компенсационная выплата



    Важно











    Полезные ссылки

    Президент России
    Министерство образования и науки
    Администрация Кемеровской области
    Администрация г. Кемерово
    Департамент образования и науки Кемеровской области
    Управление образования администрации г. Кемерово  (  )
    НМЦ г. Кемерово  ( )
    КРИПКиПРО
    Портал госуслуг РФ
    Кодексы и законы РФ
    Уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области
    Вестник образования
    ФГОС дошкольного образования
    МФЦ Кемерово
    Портал Российское образование
    ФЦИОР
    Единое окно
    Инновации в образовании
    ЦДиК
    Единая коллекция ЦОР
    Портал Кемеровская область
    Федеральный институт педагогических измерений
    Федеральный институт развития образования
    Кузбассобрнадзор
    Персональные данные



    Педагогам

    МЕТОДКАБИНЕТ.РФ
    MAAAM.RU
    Pedsovet.su
    Педсовет.ORG
    Социальная сеть работников образования



    Самообразование

    Дошкольное воспитание
    Дошкольное образование
    Обруч
    Ресурсы образования
    Портал для специалистов ДОУ



    Детское развитие

    Мой детский сад
    Детсад
    Детский сад.Ру
    Всё для детей
    Родителям для детей
    Детская игровая комната
    Солнышко
    Интернет-гномик
    Волшебная академия
    Добрый сказочник
    Начальная школа
    Детские электронные презентации и клипы
    Методический портал



    Время




    МАДОУ № 215 "Детский сад комбинированного вида" © 2019
    Пользовательское соглашение
    Хостинг от uCoz