Меню сайта



Анкета для получателей услуг






Это интересно

Эксперимент Зарубина Г.С.

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0


Опрос

Как часто вы посещаете наш сайт?
Всего ответов: 53


Теги

зима зимние забавы раскраска раскраски задания для детей малышам математика домашнее задание космос лексическая тема родителям тема тема недели совет грибы прогулка выпускной одежда нод буква г грамота обучение грамоте зож педсовет блог дети раннего возраста дидактическая игра конспект ранний возраст проект Боярская лепка соленое тесто для родителей медицинские прививки масленица веснушки огоньки скоморохи дети развлечения новый год 8 марта 8 марта весна праздник конкурс вокал Новый год 2017 Новый год - 2017 осень Гнёздышко Окна Победы!

НОКО



Кто онлайн

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Главная » Статьи » Методичка » Коммуникация

Мнемотехника

Методическая разработка

«Наглядное моделирование как средство развития связной речи старшего дошкольника»

 Авторы: Калинина М.Н., воспитатель высшей квал.категории; Измаденова А.В., старший воспитатель высшей квал.категории.

Теоретическая часть.

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.

Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет, что "целью дошкольного обучения должна быть амплификация , то есть обогащение, максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив".

Для умственного развития детей дошкольного возраста амплификация значит прежде всего: 1) развитие образного мышления, которое выражается в овладении способностями к замещению и использовании схем, а именно - умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов или явлений; 2) воображения, а именно - развитие направленности воображения, в результате которого создаются новые образы.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. И складываться эта способность начинает, как показал выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, именно на рубеже трёхлетнего возраста. Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.

Перспективным направлением совершенствования (обогащения) речи ребёнка – логопата является использование метода наглядного моделирования в играх и на занятиях по развитию речи. Карточки – схемы позволяют поддерживать интерес ребёнка к работе с лексической темой, упрощает и ускоряет процесс усвоения материала, задаёт последовательность описания, рассказа о предмете.

При работе с лексическими темами в старшей логопедической группе мы столкнулись с проблемой неумения рассказать о каком-либо предмете. Причины затруднений различны:

·         Слабый словарный запас,

·         Грамматическое и словообразовательное несовершенство речи,

·         Незнание последовательности описания предмета,

·         Неуверенность в своих силах, боязнь ошибиться,

·         Быстрая утомляемость.

 С целью улучшения связной речи в старшей логопедической группе в занятия по развитию речи был внедрены элементы метода наглядного моделирования.

Цель работы: Развить навыки описания предметов детьми  старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

 Задачи:

1.     Обогатить словарный запас.

2.     Познакомить со схемами описания предметов.

3.     Научить составлять алгоритм работы с карточками по различным темам.

4.     Развить устойчивый навык монологической речи.

5.     Создать положительную эмоциональную установку в работе с лексической темой, чувство поддержки со стороны взрослого.

 Работа проводилась в 3 этапа:

1 этап. Были введены карты-схемы описания.

- назови предмет (что это?) – предъявляется картинка с изображением знака вопроса.

- какого цвета? – предъявляется картинка с изображением палитры.

- какой на ощупь? – предъявляется картинка с изображением руки.

            И другие (всего 22 отдельные карточки-схемы, 3 ленты - схемы).

Предпочтение было отдано разработке отдельных схем на каждый вопрос, что позволяет свободно варьировать алгоритм описания, сужая и расширяя его, использовать схемы в словесных играх.  

            Также был существенно пополнен наглядный материал по лексическим темам.

2 этап. Знакомство детей со схемами. Каточки – схемы постепенно вводились в занятия по развитию речи. Воспитатель показывал карточку, давал ей название, разбирал вместе с детьми её значение, давал примеры работы с ней. На следующем занятии материал закреплялся, изучалась следующая карточка. Между занятиями проводились словесные игры с использование схем.

3 этап. Работа со схемами на занятиях и при индивидуальной работе, составление рассказа-описания. На этом этапе воспитатель играет второстепенную роль, побуждая ребенка к рассказу, подготавливая материал.

            Подбор лексических тем осуществляется по тематическому плану на учебный год:

Месяц

1 неделя

2 неделя

3неделя

4 неделя

Сентябрь

-

-

Игрушки

Овощи

Октябрь

Фрукты

Откуда пришёл хлеб?

Грибы

Лесные и садовые ягоды

Ноябрь

Осень

Одежда и обувь

Части тела

Домашние животные

Декабрь

Зимующие птицы

Зима

Зимние забавы

Новогодние праздники

Яеварь

-

Посуда

Продукты питания

Мебель

Февраль

Время, календарь

Вода – чудо природы

День защитника отечества

Транспорт

Март

8 марта. Женские профессии

Моя семья. Я и моё имя

Наш город

Россия

Апрель

Москва – столица нашей родины

Знакомство с солнечной системой

Весна

Перелетные птицы

Май

Праздник весны и труда

День Победы

Техника для облегчения труда

Инструменты

Июнь

Здравствуй, лето

Первоцветы

Насекомые

Животные жарких стран

  Выводы:

             На сегодняшний день в старшей логопедической группе «Скворушки» проводится планомерная работа по развитию речи детей при помощи метода наглядного моделирования.

        Возможности использования: на занятиях по развитию речи, при индивидуальной работе, в словесных играх.

            Результаты:

1 – Создана благоприятная атмосфера для развития монологической речи. Ребёнок чувствует себя уверенно, имея схему  - подсказку, успешно справляется с заданием, что мотивирует его на познавательную и речевую активность.

2 - Разработаны карты – схемы, составлен опорный наглядный материал.

3 – Владение материалом у детей группы  - в полном объёме: знают обозначение схем, подбирают их самостоятельно под тему, составляют рассказ-описание по заданному алгоритму.

           Перспективы:

1) ведение новых схем, соответствующих лексической теме,  

2) создание дидактических игр с опорой на имеющийся материал,

3) разработка схем, направленных на совершенствование грамматического строя, звукового анализа, составление развёрнутого рассказа.

Карточки для работы с детьми

Картинки «Бытовая техника»

Картинки «Игрушки»

Картинки «Продукты питания»

Пример работы с детьми с применением схем


Составление рассказа по теме "Животные"

Работа по теме "Овощи"
Категория: Коммуникация | Добавил: Тавосочка (05.03.2013)
Просмотров: 2889 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

Категории раздела

Из опыта работы [2]
Коммуникация [2]
Дидактические игры [1]
Лексические темы [1]
Развлечения [1]
ОБЖ [1]
Продуктивные виды деятельности [1]


       


Мы лучшие

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов  


Наши сайты

  • Группа Жаворонки
  • Суходоева О.Г.
  • Зарубина Г.С.



  • Родителям

    Электронная очередь в ДОО
    Оплата детского сада
    Постановление Администрации г Кемерово
    Компенсационная выплата



    Это важно











    Полезные ссылки

    Президент России
    Министерство науки и высшего образования
    Администрация Кемеровской области
    Администрация г. Кемерово
    Департамент образования и науки Кемеровской области
    Управление образования администрации г. Кемерово
     
    НМЦ г. Кемерово 
    ( )
    КРИПКиПРО
    Портал госуслуг РФ
    Кодексы и законы РФ
    Уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области
    Вестник образования
    ФГОС дошкольного образования
    МФЦ Кемерово
    Портал Российское образование
    ФЦИОР
    Единое окно
    Инновации в образовании
    ЦДиК
    Единая коллекция ЦОР
    Портал Кемеровская область
    Федеральный институт педагогических измерений
    Федеральный институт развития образования
    Кузбассобрнадзор
    Персональные данные



    Педагогам

    МЕТОДКАБИНЕТ.РФ
    MAAAM.RU
    Pedsovet.su
    Педсовет.ORG
    Социальная сеть работников образования



    Самообразование

    Дошкольное воспитание
    Дошкольное образование
    Обруч
    Ресурсы образования
    Портал для специалистов ДОУ



    Поиск по сайту




    Это интересно

    Детсад
    Детский сад.Ру
    Всё для детей
    Родителям для детей
    Детская игровая комната
    Солнышко
    Интернет-гномик
    Волшебная академия
    Добрый сказочник
    Начальная школа
    Детские электронные презентации и клипы
    Методический портал



    ...




    МАДОУ № 215 "Детский сад комбинированного вида" © 2024
    Пользовательское соглашение
    Хостинг от uCoz