Игра - что может быть интереснее и значимее для ребенка это и радость и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские, дидактические, драматизации - все это оказывает существенное влияние на развитие психики дошкольника, и ребенок постепенно осваивает разные виды игр. В игре формируется произвольность поведения: активизируются познавательные процессы.
В игре дошкольник воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям - это важнейшая предпосылка воспитания воли. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Игра - источник развития моральных качеств личности.
УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕ:
Позаботьтесь о создании условий для разнообразной игровой деятельности.
В сюжетных играх обеспечивать ребенка атрибутами для создания игрового образа и позволять использовать предметы, специально не предназначенные для игры (стулья, диванные подушки и т. п.).
Для режиссерских игр приобретать или изготавливать вместе с ребенком миниатюрные игрушки.
Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр ( детское лото, домино, шашки).
Заранее согласовать с ребенком требования к хранению и уборке игрушек. Продумать возможность временного сохранения детских построек, конструкций. За неимением места для длительной демонстрации «праздновать результат» (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его постройку, фотографировать и т. п.) и только после этого убирать игрушки для хранения.
Вспоминать свое детство и рассказывать ребенку о том, как вы играли сами и со своими друзьями.
Наблюдать за играми ребенка дома и рассказывать (по желанию) о них воспитателям.
Проявлять уважение к личности ребенка, считаться с постепенностью становления игровой деятельности и не пытаться искусственно ее ускорить.
Тактично, но не навязчиво предлагать свою помощь в создании игровой среды: «Может быть, тебе при приготовлении обеда понадобится моя кастрюля? », «А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины? » и т. п. Отказ ребенка воспринимать как должное: «Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь». Все последующие обращения ребенка расценивать как проявление доверия и уважения за деликатность и такт.
Проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в игре.
Получив согласие ребенка, поинтересоваться своей ролью («А кем я буду? ») и безоговорочно, с благодарностью принять ее.
Тактично подключаться к уже начавшейся игре ребенка, принимая дополнительную роль в зависимости от того сюжета, который он использует.
В случае непонимания ситуации и желаний ребенка уточнить у него важные для развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характеристикой героя, его поведением и т. п. («А какой я буду лисой — доброй или злой? »).
Действуя в роли, проявлять инициативу и самостоятельность, стараться мотивировать поступки того героя, чью роль вы исполняете. В случае затруднений не теряться, не прекращать игру, а спрашивать у ребенка, как вам следует поступить в той или иной ситуации («Что мне дальше делать? »).
В процессе совместной игры побуждать ребенка проигрывать с каждым разом все более сложный сюжет, опираясь на привлекающую его роль.
Стимулировать речевую активность детей, включая в сюжет игры различные игрушки, побуждая детей от их лица осуществлять ролевой диалог.
Положительно относиться к появлению в рассказах и играх детей воображаемых партнеров. Серьезно и доброжелательно обсуждать с ребенком приключения, которые якобы произошли с ним и его «знакомым» зайчиком, щеночком и даже роботом или полицейским и т. п.
Способствовать формированию у детей самого сложного способа построения игры — совместного сюжетосложения, под которым понимается умение ребенка выделять, обозначать целостные сюжетные события, комбинировать их в последовательности и делать это согласованно с партнером.
Научить детей играть в имеющиеся в семье настольные игры и игры с правилами.
Выступать в качестве партнера и носителя правил игры. Не проявлять снисхождения к детям старшего дошкольного возраста при выполнении правил и не подстраиваться под них. Подводить ребенка к пониманию того, что в игре можно выиграть и проиграть.
По окончании игры выразить ребенку удовлетворение и высказать надежду на то, что в следующий раз он обязательно пригласит вас для участия в ней.
Игры и упражнения с детьми дошкольного возраста для приятного семейного досуга
• Для этой увлекательной игры нам понадобятся: большой лист ватмана, карандаши или фломастеры. Вместе с ребенком начните рисовать город, сказочную страну, космос, природу — вообще все, что угодно. Совместное творчество может продолжаться ни один час и даже день.
• Взрослый прячет в коробку какой-либо предмет. Чтобы угадать его, ребенок задает вопросы: “Из какого материала сделан предмет?”, “Какой он величины?”, “Какого цвета?” и т.д. Вопросы нужно задавать так, чтобы отвечающий говорил только “да” или “нет”. Когда предмет отгадан, взрослый и ребенок меняются местами.
• Развить детскую фантазию поможет совместное придумывание различных небылиц. Например, вы говорите: “Небольшая стая ежиков полетела в детский магазин”. Ребенок продолжает: “Там они поклевали мороженное и полетели домой”.
• Взрослый становится за дверь, перегородку и т.п. и начинает производить шумы различными предметами. Например, трясет в руках монеты, рвет бумагу, переливает из чашки в чашку воду и т.д. Главное, чтобы звуки были четкими и ясными. Ребенок по ним должен определить предмет и совершаемое им действие.
• Взрослый рассматривает комнату и мысленно выбирает какой-либо предмет. Затем описывает его по разным признакам: материал, форма, цвет и т.д. Ребенок, разглядывая комнату, находит предмет.
• Взрослый расставляет на столе различные предметы: игрушки, посуду, фрукты и т.д. Попросите ребенка сосчитать и назвать все предметы, а также запомнить их расположение. Затем малыш должен отвернуться. В это время взрослый переставляет два любых предмета. После чего ребенку предлагается сказать, что изменилось на столе.
• Если у Вас дома есть ненужные журналы — не спешите их выбрасывать. Вам понадобятся клей, ножницы и чистая бумага. Массу удовольствия у ребенка вызовет ваше предложение вырезать понравившиеся картинки, составить из них коллаж и наклеить на бумагу.
• Возьмите книгу или журнал с красочными иллюстрациями. В течение 20—30 секунд дайте рассмотреть картинку ребенку, закройте ее. Ребенок по памяти должен рассказать, что он видел на картинке.
• Дети любят строить из мебели различные сооружения. А если разрешить и даже помочь ребенку соорудить что-нибудь из стульев, стола, покрывал и одеял. Таким образом можно устроить настоящую полосу препятствий, которую ребенок с большой радостью захочет пройти. Когда ребенку надоест — нужно помочь ему навести в квартире порядок.
• Если под рукой нет палочек для счета, то их с успехом могут заменить обыкновенные пуговицы. Можно придумать разнообразнейшие математические игры: “решать” примеры на сложение и вычитание, раскладывать их на группы большего, меньшего или равного количества и т.д. Главное — побольше фантазировать.
• Дети очень любят играть в магазин. Для этого нужно лишь собрать в доме различные “товары” и сделать бумажные деньги или монетки. Стать продавцом или покупателем может как взрослый так и ребенок. |