Рубрику ведет Абрамова Т. Г., педагог ИЗО-деятельности МАДОУ № 215, член СХ России, Заслуженный учитель России
Любовь к рисованию
Все дети любят рисовать. Рисование – это занятие, позволяющее человеку остаться наедине с самим собой, обрести душевное равновесие, выразить эмоции и создать свой мир. Каждая новая тема для ребенка – это повод для самовыражения, а понятие у них есть обо всём на свете. Мир детского рисунка полон откровений и открытий, его можно читать, как книгу, он наивен и мудр, прост и сложен, поэтичен и материален.
Взрослому художнику требуется много усилий и работы над собой, чтобы с такой простотой, яркостью и предельной выразительностью показать суть явления, предмета, как это делают дети. Рисование – это материализация внутренней жизни, это средство психотерапии. В наши дни на ребенка обрушивается море информации, порой совершенно лишней, вредной для его ума, поэтому занятия искусством является своего рода передышкой, отдохновением и защитой от реалий мира взрослых.
По мнению Л.С. Выготского, художественное воспитание – это «фон жизнедеятельности» ребенка. И от нас зависит, будет он цветным или чёрно-белым. Атмосфера на занятии работает на создание положительного настроя, позитива и веры в свои силы. Важно дать свободу в выборе цвета, поощрить самостоятельность, инициативу. Дети не просто рисуют, они проживают рисунок, как актёры, и лист бумаги – их театр.
Создавая на занятии игровые ситуации, используя игрушки в качестве персонажей, я создаю мотивацию и побуждаю детей к заботе о других существах. Важно, что мы говорим, какое слово несём детям. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Евангелие от Матфея, гл.18). Слова просеиваешь, взвешиваешь, отбираешь зерна от плевел. Дети не глупы, они просто малоопытны.
Доступность для понимания не значит упрощение. Уважение, проявленное в доверительном и серьёзном разговоре дети скорее оценят, чем «сюсюканье». Меняется мир, меняемся и мы. Сегодняшние дети менее «послушны», они хотят проявить своё видение, высказать своё мнение и желают быть услышанными и оцененными. Я постоянно ищу новые точки соприкосновения, формы общения..
Создавая на занятии игровые ситуации, используя игрушки в качестве персонажей, я создаю мотивацию и побуждаю детей к заботе о других существах. Важно, что мы говорим, какое слово несём детям. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Евангелие от Матфея, гл.18). Слова просеиваешь, взвешиваешь, отбираешь зерна от плевел. Дети не глупы, они просто малоопытны.
Доступность для понимания не значит упрощение. Уважение, проявленное в доверительном и серьёзном разговоре дети скорее оценят, чем «сюсюканье». Меняется мир, меняемся и мы. Сегодняшние дети менее «послушны», они хотят проявить своё видение, высказать своё мнение и желают быть услышанными и оцененными. Я постоянно ищу новые точки соприкосновения, формы общения..
Вот несколько примеров практических занятий, которые протекают живо, интересно, и на мой взгляд, с пользой.
Старшая группа. Задание «Всё, что летает». Мы беседуем с детьми и выясняем, что летать могут не только птицы, но и насекомые, ракеты, самолеты, облака, парашютисты и так далее. Затем я предлагаю детям сосредоточится и нарисовать то, что им интересно на эту тему. Материалом служит восковая пастель, белый лист А4, время работы – 25 минут. В итоге дети выдают оригинальные композиционные решения, рисунки получаются самостоятельные, творческие.
В подготовительной группе выполняем задание «Такие разные животные». Материал – пастель, цветная бумага для пастели А4. Произвольным движением руки я рисую пушистое пятно, в котором предлагаю детям угадать животное. Затем дополняю рисунок висящими ушками, палочками – получился барашек. Таким образом можно изобразить и котёнка, свернувшегося в клубочек и других животных. Затем предлагаю детям самим проделать то же самое. Индивидуально рассматриваем варианты, дорисовывая вместе с ребенком. Когда животное получилось, остается дорисовать среду обитания. Время работы – 30 минут.Это задание позволяет ребенку сделать открытие, увидеть объект рисования в неожиданном ракурсе.
Разнообразие вариантов трактовок заданий, использование в работе широкого спектра художественных материалов, позитивный эмоциональный настрой – и занятия рисованием становятся источником радости.
Разнообразие вариантов трактовок заданий, использование в работе широкого спектра художественных материалов, позитивный эмоциональный настрой – и занятия рисованием становятся источником радости.