Как много в жизни запретов: нельзя лезть в розетку, проезжать на красный сигнал светофора, нельзя есть грязными руками. Взрослые люди вполне способны приспособиться к миру запретов, осознавая их значимость или просто принимая как данность. Но в вопросах воспитания собственного чада даже самые мудрые взрослые не могут принять ограничения извне, поскольку искренне считают себя единственными компетентными людьми в вопросах жизни и безопасности дитяти. Они, конечно, правы, ведь им удалось успешно выносить и вырастить малыша до определённого момента жизни, полагаясь лишь на свои убеждения.
Но в какой-то момент жизни ребёнок и его родители сталкиваются с правилами и ограничениями режимных учреждений – больница, детский сад, лагерь.В основном, это касается приносимых на территорию учреждений вещей личного пользования. Порядка 30% родителей всеми правдами и неправдами правила эти нарушают, даже не понимая всей опасности для жизни и здоровья ребёнка. Я хочу объяснить суть запретов в детском саду и возможные последствия нарушения этих правил.
Для начала родитель должен чётко уяснить, что правила детского сада придуманы для обеспечения безопасности Его Родного Ребёнка. Это вопрос ответственности за жизнь и здоровье малыша. Уголовной и административной, а ещё - ответственности перед своей совестью. Поэтому запятую в предложении «Принести нельзя оставить», конечно, ставит родитель, а вот последствия достаются работникам детского сада.
Вот краткий перечень вещей, которые нельзя приносить в детский сад:
- Еда, включая сладости и напитки. Её приносить категорически нельзя. Во-первых, потому что в детском саду кормят 5 раз в день качественной и вкусной пищей. Во-вторых, продукты пищеблока в случае вспышки инфекции всегда можно проверить (есть пробы), а ваши – нет. В третьих, вы не можете гарантировать, что ваш малыш по доброте душевной не угостит своего друга, а у этого друга не будет острой пищевой аллергии.
Итак, еду в сад нельзя приносить именно из соображений безопасности. Для наглядности расскажу пример из своей личной практики. Девочка Даша 6 лет принесла в садик жвачку и поделилась с подругами (в секрете от воспитателя, разумеется). Перед прогулкой девочки запихали лакомство в рот. Во время выхода на крыльцо Алина 7 лет поперхнулась: ни вдохнуть, ни выдохнуть. Воспитатель заметила нарушение дыхания, но и подумать не могла, что дело в жвачке. Как оказать первую помощь, не понимая причины происходящего? (Замечу, медик в тот день работала во вторую смену). Ситуацию спасли дети, которые «сдали» девочек – мол, жвачку они жевали. Только в этот момент воспитатель смогла помочь ребёнку. История закончилась хорошо, если не считать больничного листа воспитателя по причине обострения гипертонии.
- Острые и режущие предметы, химикаты. Этот пункт не требует разъяснения. Все понимают, что даже самый опытный педагог физически не сможет увидеть всё, что происходит в группе. А ведь дети ещё и прячутся, чтобы немного пошалить. Расскажу вам историю о мальчике Владе (6 лет), который принёс в садик нож-бабочку. Во время одевания на прогулку – а это всегда суматоха – Влад повздорил с соседом Димой, достал из кабинки нож и собирался ткнуть мальчика. Ситуацию спасла няня, которая была рядом и конфисковала оружие. Чудо, что няня была рядом! Она тогда спасла жизнь Димы, психику Влада и меня от уголовной ответственности. Знаете, что сказала мне вечером мама мальчика? «Это ведь его любимая игрушка. Не понимаю, в чём ваша проблема». Комментарии излишни.
- Лекарства.Они отдаются медсестре или воспитателю. Никаких капелек в кабинке или таблеток в кармашке. Вы никогда не сможете угадать, как ребёнок распорядиться своим необычным имуществом.Он ведь может ушные капли намазать на глаза другу, или просто «поиграть в больничку» и накормить таблетками всю группу. Всё возможно! Поэтому лекарства должны быть только в руках у взрослых.
- Игрушки. Их разрешают приносить детям младших групп, потому что для них это кусочек дома и спокойствия. А вот детям с 3 лет лучше игрушки не приносить. Потому, что дерутся из-за них (они ведь не общие, они чьи-то). Потому, что страдают, когда кто-то ломает их собственность. Потому, что в отличие от садовых игрушек, домашние не обрабатывают, а значит, могут нести на себе различные возбудители (от глистов до кишечной палочки).
- Гаджеты.Сотовые телефоны, планшеты, электронные игры – это домашняя забава. Режим дня в детском саду продуман до мелочей и насыщен играми и занятиями. Гаджет – даже самый развивающий – будет отвлекать ребёнка, и выбивать его из общего ритма. Кроме того, ни один педагог не будет следить за сохранностью гаджета, его забота – дети и только дети.
- Дорогие ювелирные украшения и иные ценные вещи. Запрет носит прагматический характер – педагоги не несут ответственности за личные вещи ребёнка. Да, они просушивают вещи после прогулки и замывают пятна, но это лишь вопросы повседневного присмотра и воспитания. Отслеживать перемещение 30-тисантиметровой золотой цепочки не входит в обязанности педагога. Но ему приходится, ведь в случаю пропажи или поломки обвинят именно его. А ведь вариантов много: зацепился за горку и порвал, подрался, играл в салки и был пойман за цепочку,просто уронил. Чтобы не обижать воспитателя и не создавать сложные ситуации, пожалуйста, не надевайте на малыша вещи, потеря которых вас огорчит.
Пусть правила воспринимаются вами как искренняя забота о вас и вашем ребёнке, и тогда каждый день в детском саду принесёт только радость. |