Родителям рекомендуется:
- Приклеить картинку на школьную тематику.
- Провести с ребёнком беседу:
- Сколько тебе лет?
- Куда ты пойдёшь первого сентября?
Дети (с 6 лет) должны знать,
что:
- начало занятий во всех школах — 1 сентября,
осенью;
- первый звонок — праздник первоклассников;
- в школе проходят уроки, после которых небольшие
перемены;
- в школу ходят учиться, получать знания, заниматься
спортом;
- в школе есть различные кружки (танцы, борьба,
вышивание...);
- учитель учит детей писать, читать, считать.
Расширение словарного запаса детей:
названия: школа, школьник, первоклассник, парта, портфель, ранец,
рюкзак, тетрадь, книги, ручка, карандаш, пенал, учебник, альбом, краска, доска,
мел, учитель, директор, класс, дежурный, дневник, отличник, урок, задание,
библиотека, зал, столовая, перемена, звонок, ластик, кисточка, линейка,
подставка, форма;
признаки: домашнее, интересная, нужная, важная, учебная,
школьная, спортивный, многоэтажное, аккуратный, опрятный, нарядный, чистая,
спокойная, прилежная, заботливая, важная, любимая, внимательная;
действия: слушать, писать, читать, учить, выполнять, повторять,
положить, достать, рисовать.
Дидактические игры и упражнения.
Грамматический строй речи
Образование существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
- Парта — парточка,
- рюкзак — рюкзачок,
- тетрадь — тетрадочка,
- книга — книжечка,
- ручка — ручечка,
- альбом — альбомчик,
- карандаш — карандашик,
- пенал — пенальчик,
- мел — мелок,
- класс — классик,
- дневник — дневничок,
- зал — залик,
- перемена — переменка,
- звонок — звоночек,
- кисть — кисточка,
- линейка — линеечка,
- подставка — подставочка.
Образование существительных женского
рода.
Игра «Он - она».
- Он ученик, а она...? - ученица.
- школьник - школьница
- преподаватель - преподавательница
- учитель-
учительница
- директор - директриса
Образование существительных
множественного числа в родительном падеже «Один — много» (детям от 6 лет)
Игра «Чего (кого) в школе
много?»
- Один класс, а в школе много (чего?) - В школе
много классов.
- школьник — школьников,
- школьница — школьниц,
- парта — парт,
- портфель — портфелей,
- ранец — ранцев,
- рюкзак — рюкзаков,
- тетрадь — тетрадей,
- книга — книг,
- ручка — ручек,
- карандаш — карандашей,
- пенал — пеналов,
- учебник — учебников,
- альбом — альбомов,
- краска — красок,
- доска — досок и т.д.
Словарь: мел, учитель, ученик, дежурный, дневник,
отличник, урок, задание, кисточка, перемена, звонок.
Образование существительных
множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»
- Одна школа — две школы — пять школ,
- одна новая школа — две новые школы — пять новых
школ,
- один пенал — два пенала — пять пеналов,
- один деревянный пенал — два деревянных пенала —
пять деревянных пеналов.
Связь слов по типу слабого управления
«Ответь на вопрос» (детям от 6 лет)
- Сесть за парту — выйти (откуда?) из-за парты;
- положить книгу на стол — взять книгу (откуда?) со
стола;
- поставить вазу на подоконник — взять вазу
(откуда?) с подоконника;
- ручка упала под парту — подняли
ручку (откуда?) из-под парты;
- войти в класс — выйти (откуда?) из класса;
- спрятать карандаш в рюкзак — достать карандаш
(откуда?) из рюкзака.
Лексический строй речи
Образование причастий от глаголов.
Игра «Какой ученик?»
- Если ученик в школу поступает, то он (какой?) —
поступающий заканчивает — заканчивающий
- идёт — идущий
- заходит — заходящий
- выходит — выходящий
- вбегает — вбегающий
- выбегает — выбегающий
- читает — читающий
- пишет — пишущий
- считает — считающий
- отстаёт — отстающий
Образование сложных слов путём
сложения.
Если школьник в первом классе, то он кто?
— первоклассник.
Объясните ребёнку смысл поговорки.
Красна птица перьями, а человек — ученьем.
Поиск антонимов «Скажи наоборот»
- длинная линейка — короткая линейка,
- острый карандаш — тупой карандаш,
- толстая книга — тонкая книга,
- высокий мальчик — невысокий мальчик и т.д.
Классификация «Четвертый лишний»
- Линейка, карандаш, книга, кукла (кукла);
- ручка,
ластик, прыгалки, подставка (прыгалки);
- кукла, мяч, пирамидка, кисточка (кисточка).
Поиск соответствующего понятия и
развития монологической речи «Беседа по теме»
- Что делают ребята в школе?
- Как должны вести себя в школе ученики?
- Что надо знать и что необходимо уметь, чтобы
хорошо учиться в школе?
- Что такое школа?
Прочтите детям.
В. Берестов
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
— Прочти, пожалуйста,
прочти!
Не надо умолять сестрицу:
— Ну почитай еще
страницу!
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
***
Где право, где лево.
В. Берестов
Стоял ученик на развилке дорог,
Где право, где лево, узнать он не
мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» — раздался ликующий крик:
Где право, где лево, узнал ученик.
***
Пенал.
В. Берестов
Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в темноте находится,
Но зато легко находится.
***
Точилка.
В. Берестов
Почему из-под точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,—
Вот она его и точит.
***
Карандаш.
В. Берестов
Я — малютка карандашик,
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет и растёт,
Карандаш — наоборот.
***
Ручка.
В. Берестов
Буквы напечатанные —
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг дружку за ручки
— Ой, мамочки! — сказала ручка.—
Что значит эта закорючка?
— Чернильная ты голова,
Ты ж написала цифру «2»!
***
Линейка.
В. Берестов
Я — линейка.
Прямота —
Главная моя черта.
***
Учебник.
В. Берестов
— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он — тут.
Его учебником зовут.
***
Закладка.
В. Берестов
Я — красивая закладка.
Я нужна вам для порядка.
Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай!
***
Кисточка.
В. Берестов
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!
***
Тетрадки.
В. Берестов
Тетрадки в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет:
— Грамматика! —
А в клетку тетрадка ворчит:
— Математика! —
На чём примирились тетрадка с
тетрадкой,
Для нас до сих пор остаётся загадкой.
***
Резинка.
В. Берестов
Я — ластик, я — резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста,—
Помарку стёрла я с листа.
***
Циркуль.
В. Берестов
Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и — ни шагу.
***
Семь ночей и дней в неделе,
Семь вещей у нас в портфеле:
Есть дневник и тетрадь,
Ручка есть, чтобы писать,
Есть и ластик, чтобы пятна
Убирались аккуратно,
И пенал и карандаш,
И букварь — приятель наш.
По С. Маршаку
|