Игровая и познавательная деятельность детей 2 – 3 лет.
Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте.
Возраст от 2 до 3 лет – время активного познания, связанного с интенсивным развитием всех познавательных функций: восприятия, памяти, мышления, речи, моторики.
Каждый ребенок открывает для себя большой и постоянно изменяющийся окружающий мир. Важно чтобы взрослые, находящиеся рядом постоянно «подпитывали» его познавательный интерес, расширяли его. Иногда является недостаточным просто рассказать ребенку о чем-либо, для наиболее полного понимания ребенком того или иного предмета или явления необходимо и поиграть, слепить, нарисовать, а возможно и послушать сказку, потешку и пр. Все это ведет к тому, что ребенок со временем начинает наблюдать, сравнивать, обобщать, выделять свойства и качества предметов; задавать больше вопросов «Что это?», «Почему?» и др.
Огромная роль в развитии ребенка принадлежит игре— важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, его морально — волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Неслучайно Л.С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития».
Большое значение в этом возрасте имеют игры с сюжетными игрушками, так как в них дети отражают свой накопленный социальный опыт. Взрослые знакомят детей с их первыми сюжетными игрушками, демонстрируют различные варианты действий. Конечно же, взрослый должен вызвать интерес к этой игрушке, к совершаемому с ней действию. В первую очередь, за счет этого формируется мотивация ребенка к игре. Чем больше взрослый показывает вариантов действий с игрушкой, тем со временем ребенок больше начинает сам проигрывать различных сюжетов, расширяя их. Надо сказать, что у маленьких детей вызывает огромный интерес все, что делают взрослые. В дальнейшем этот «особый интерес» ведет к развитию процессуальной игры. В таких играх ребенок отображает обычно те действия, которые совершаются взрослыми и переносят их на игрушки (пример: мама кормит ребенка, ребенок кормит зайку и пр.). Можно сказать, «игровое действие рождается не с воображаемой ситуации, наоборот, операция с действием вызывает игровую ситуацию».
На втором году жизни, дети начинают пользоваться предметами — заместителями. Конечно, первоначальное использование предметов — заместителей начинается только тогда, когда сам взрослый предлагает их для игры, присваивая им свой игровой смысл и разворачивая игровой сюжет с этим предметом. Только на третьем году жизни, ребенок начинает использовать предметы — заместители самостоятельно, придумывая новые, уже свои замещения, а не предложенные взрослыми.
Стоит сказать о развитии творческой (ролевой) игры. По мере развития игровой деятельности, малыши уже способны к принятию на себя определенной роли. Вспомним пример: мама кормит ребенка, а ребенок, в свою очередь, любимую игрушку — это и говорит нам о том, что ребенок принял на себя роль «мамы», но дети в раннем возрасте пока не способны ассоциировать себя с персонажами, роли которых играют. Эта способность возникает немного позже, в 3-4 года, когда ребенок называет себя мамой, папой, врачом и т.д., разворачивает сюжет, между персонажами появляются диалоги, в игру приглашаются сверстники.
Совершенно не обязательно покупать детям дорогие игрушки, они смогут играть с любыми вещами: шишками и желудями, листочками и камешками, ракушками и пластиковыми шариками, баночками, коробочками, прищепками, кольцами, стаканчиками, ложками и прочими предметами, разными по величине, форме и цвету.
В этом возрасте для детей очень важны подвижные игры, им необходимо бегать и прыгать, лазать, балансировать, куда-то залезать и слезать и т.п.
Важным моментом в личностном развитии детей является повышенный интерес к собственному телу, они изучают его, им нравится показывать отдельные части. Ребенок узнает много нового о своем теле, задает вопросы о его функциях. Не стоит игнорировать эти вопросы, нужно спокойно и доходчиво отвечать на них.
Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения. В игре развивается знаковая функция речи. Кроме того, в игре развивается произвольное восприятие, внимание и память, наглядно — образное мышление.
Во время совместной игры с ребенком взрослые должны:
- ненавязчиво и без диктата предлагать ребенку новые идеи и варианты игр;
- предлагать себя в партнеры, но при этом предоставлять ему право лидировать;
- оказывать помощь, не подчеркивая неумения ребенка или его пока еще ограниченные возможности;
- подчеркивать его успехи, подбадривать;
- помогать общаться с другими людьми.
|