Плавание с самого раннего детства - один из самых простых способов сделать ребёнка закалённым, здоровым и физически развитым.Благоприятное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным.
Плавание даёт детям:
- закаливание, профилактику простудных заболеваний;
- формирование правильной осанки;
- улучшение обмена веществ, сна, аппетита;
- улучшение физических способностей: координации движений, силы, выносливости;
- помощь при синдроме повышенной возбудимости, гипертонусе, гипотонусе;
- положительные эмоции малыша.
Акватория бассейна для малыша - это иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребёнка, поэтому для избавления от детских страхов и общего привыкания к воде необходим адаптационный период. Особо следует отметить, что ребёнка чаще ребёнка пугает не сама вода, а её обилие.
Адаптация к занятиям плаванием включает три этапа:
- подготовительный;
- основной;
- итоговый.
На подготовительном этапе малышам, совместно с инструктором, предлагаем знакомые потешки, сказки, стихи: "Водичка, водичка умой моё личико", " Дождик, дождик пуще", "Мойдодыр", "Кораблик" - помогающие настроиться на радостные водные процедуры, полюбить воду, преодолеть страх и боязнь и чувствовать себя в ней уверенно. Чтобы чётче иметь представление о бассейне, воспитатель совместно с инструктором приводит малышей на экскурсию, в процессе которой знакомим их с раздевалками, душевыми, чашей, оборудованием и игрушками. Приглашаем посетить занятия в старших группах. Дети видят положительные эмоции занимающихся в бассейне, таким образом снимается напряжённость, появляется желание самим попробовать.
Основной этап адаптации, практический, состоит из нескольких частей: привыкание, освоение воды, освоение умениями.
- Привыкание к воде происходит через приспособление к её свойствам. Повышают активность ребёнка в период адаптации к новой среде такие игры, как "Маленькие и большие ножки", "Солнышко и дождик", " Лодочки плывут", различные варианты ходьбы, бега, и прыжков.
- Полученный в процессе привыкания к воде опыт используется для того, чтобы постепенно освоить водную среду. Дети должны понимать, что свойства воды требуют от человека спокойных движений. На первых занятиях особое внимание уделяю равновесию в воде. Восстанавливать его приходиться после каждого прыжка, погружения или упражнения.
- Успешное овладение плавательными навыками осуществляю через ролевые игры и сравнения. Такие приёмы особенно необходимы для детей, так как страх перед водой у них закреплён на подсознании. Образные сравнения помогают при выполнении упражнений "Рыбки в воде", "Уточки моют носик", и т.д. Ролевые игры дают возможность раскрепоститься и создают положительный настрой. И обязательно не забываю подбадривать малыша, это придаёт ему уверенности для выполнения более сложных заданий.
Итоговый этап адаптации направлен на закрепление и совершенствование навыков передвижения в воде, на приобретение большей самостоятельности, активности, уверенности. Индивидуальные упражнения сочетают с коллективными играми и упражнениями: "Найди себе пару", "Лодочки плывут.
Задачи обучения в младшей группе:
- Ознакомление с водой, её свойствами.
- Учить самостоятельно входить в воду ,плескаться в ней.
- Учить простейшим передвижениям в воде.
- Учить погружению в воду с головой, задерживая дыхание на вдохе.
- Учить выдыхать в воду.
Продолжительность занятий 10-15мин.
Температура воды поддерживается в среднем пределах 30-32 градусов, воздуха — в пределах 28-30 градусов.
Для занятий в бассейне каждому ребенку нужно иметь:
- Халат махровый с длинным рукавом с капюшоном
- Плавки
- Резиновую шапочку
После занятий все принадлежности дети складывают в сумку, отдельный непромокаемый мешочек. В конце дня родители должны взять все вещи, чтобы принести их чистыми к следующему занятию: после каждого использования резиновые шапочки, моют горячей водой с мылом, плавки стирают и проглаживают. |