Уважаемые родители, рано или поздно, каждому из нас предстоит оставить своего ребенка дома одного. Чтобы пребывание было безопасным для ребенка и спокойным для Нас, необходимо познакомить ребенка с опасностями которые могут подстерегать его дома.
Каждая семья по-своему создает уют и комфорт в доме, но для всех едины правила соблюдения безопасности и устранения источников опасности, из-за которых ребенок может получить травму. Помните, что большинство несчастных случаев можно предотвратить!
Необходимо сформировать у дошкольника представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, научить его соблюдать определенные правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов.
В беседе с ребенком на эту тему выделите две группы предметов быта:
• предметы, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться (спички, кухонная плита и др.);
• предметы, которыми ребенка следует научить пользоваться (нож, иголка, ножницы).
Правилам безопасного обращения с предметами должны неукоснительно следовать сами взрослые, так как личный пример – самый действенный метод воспитания.
Нужно рассказать ребенку:
– В квартире всегда уютно и красиво, потому что все члены семьи следят за чистотой и порядком в доме. «У каждой вещи – свое место». Это выражение нужно объяснить ребенку.
Если важные и нужные предметы разбросаны, где попало, то в доме беспорядок. Каждый предмет имеет свое назначение и тот, кто им пользуется, должен соблюдать правила безопасного обращения. Многие полезные и необходимые предметы при неумелом обращении могут причинить вред, и даже стать причиной беды.
Поэтому нужно соблюдать правила безопасного поведения дома:
• Порядок в доме поддерживают не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на место.
• Нельзя брать без разрешения взрослых острые, колющие и режущие предметы (ножницы, нож, иголка, гвозди, кнопки и др.) или играть с ними.
• Утюг, пылесос, телевизор, лампы и другие электроприборы нельзя включать без разрешения взрослых, трогать руками провода, вставлять мелкие предметы в розетку.
• Нельзя играть со спичками и зажигалками.
Эти правила нужно запомнить навсегда.
Начать разговор о безопасности с детьми рекомендуется с осторожных сказок. Что такое сказки, вы, конечно, знаете. Но почему они называются «осторожными»? Да потому, что эти сказки помогут научить ребёнка осторожному поведению дома.
УМНЫЙ НАПЕРСТОК
Давным-давно в одном небольшом городке жила искусная мастерица-рукодельница. Она умела не только хорошо вязать спицами и крючком, но и вышивать красивые узоры на салфетках, полотенцах и скатертях.
С каждым днем заказов у рукодельницы становилось все больше, вот и решила она обучить свою племянницу Анюту всему, что умела сама, чтобы та стала ей хорошей помощницей.
Девочка оказалась смышленой и трудолюбивой и скоро научилась ловко управляться с иголкой, спицами и крючком.
Однажды Мастерица уложила в корзинку готовые заказы и ушла в город, а Анюта осталась дома одна. Она тотчас достала резную деревянную шкатулку, в которой хранились нитки, иголки, наперсток и ножницы, и принялась вышивать салфетку.
Эту красивую салфетку с бахромой Анюта хотела подарить тете на именины. Девочка старательно вышивала на салфетке букетик подснежников.
Теплые весенние лучи скользили по скатерти обеденного стола, вышивать за которым устроилась Анюта. За окном звонко чирикали воробьи, а в открытую форточку влетал свежий ветерок, пахнущий талым снегом и капелью.
Девочка на минутку отложила рукоделие, зажмурила глаза и не заметила, как задремала. Сквозь сон ей почудилось, будто она слышит чей-то тихий разговор, такой тихий, словно журчание ручейка за окном. Это разговаривали между собой иголки, булавки, пуговицы, ножницы и прочие портновские принадлежности.
— Ах, какой чудесный денек! — пропела булавка с золотой головкой.
— Обратите внимание, как мы блестим и переливаемся под солнечными лучами! - воскликнула маленькая перламутровая пуговица.
— Да, да! Вы правы! Мы очень похорошели! — согласились ножницы.
— Здесь просторно и светло. Обеденный стол такой большой! Не то, что тот столик, за которым всегда работает Мастерица, - сказала вязальная спица.
— Нам надоело лежать в шкатулке, давайте останемся здесь! — дружно закричали иголки.
— Не могу понять, почему Мастерица всегда прячет нас в шкатулку и не дает нам пожить на воле? - тоненьким голоском пропищал маленький крючок.
Как вы думаете, почему Мастерица хранила принадлежности для шитья и вязания в специальной шкатулке?
Почему Мастерица не занималась рукоделием за обеденным столом?
— Давайте спросим об этом дядюшку-наперстка, ведь он давно живет в доме рукодельницы, — предложила катушка.
— Дядюшка-наперсток, — обратилась к наперстку бойкая иголочка. - Не знаете ли Вы. почему Мастерица всегда после работы убирает нас в шкатулку?
— Знаю, как не знать, — важно ответил наперсток. — Я живу в доме Мастерицы много лет и помню, что к порядку и аккуратности ее с самого детства приучала бабушка. Она говорила, что иголки, булавки, спицы, крючки и ножницы — опасные предметы! Их нельзя бросать, где попало, а следует убирать в специальную шкатулку. Вот эту резную деревянную шкатулку бабушка подарила Мастерице на день рождения, когда той исполнилось всего лишь шесть лет.
Слова дядюшки-наперстка обидели всех. Иголки, булавки, спицы, крючки и ножницы возмущенно зашумели:
— Какие же мы опасные? Мы очень даже полезные и нужные предметы! Без нас нельзя ни пуговицу пришить, ни дырку заштопать. Кто же поможет людям сшить платье или рубашку, связать носки?
— И мы нужны! И мы нужны! — хором пропищали пуговицы, петельки и крючки.
— Спору нет, — согласился дядюшка-наперсток. — Все вы, друзья, нужны и полезны людям. Но согласитесь, что иголками, булавками, спицами можно больно уколоться, а ножницами поранить пальцы. Чтобы этого не случилось, нас и убирают после работы в шкатулку. А кроме того, Мастерица любит и бережет свои вещи. Она не хочет, чтобы кто-то из нас потерялся.
— А почему нельзя шить, сидя за обеденным столом? — поинтересовалась булавка.
— Да потому, что за обеденным столом люди едят, а маленькие предметы могут незаметно попасть в пищу, — объяснил умный наперсток.
— Понятно, — протянула катушка. — Значит, Анюта зря разбросала нас по столу.
В это время девочка зашевелилась и открыла глаза. Разговор тотчас смолк. Анюта огляделась и увидела, что на столе в беспорядке лежат портновские принадлежности, а на часах — время обеда, значит, скоро из города должна вернуться Мастерица.
— Какой удивительный сон мне приснился, — подумала девочка.
Она аккуратно сложила в шкатулку портновские принадлежности, поставила ее на столик для шитья и стала поджидать прихода тети.
ВОПРОСЫ
Что научилась делать племянница Мастерицы — Анюта?
Какой подарок Анюта хотела приготовить для Мастерицы?
Чей разговор Анюта услышала во сне?
Чем были недовольны иголки, спица и крючок?
О чем портновские принадлежности спросили дядюшку-наперстка?
Что ответил им наперсток?
Что сделала Анюта, когда проснулась?
Всегда ли вы убираете за собой иголки, нитки, булавки и ножницы после шитья?
Почему нельзя шить на диване или за обеденным столом?
Маленьких исследователей в квартире подстерегает множество опасностей, но когда родители рядом, то они еще могут проследить, чтобы очередной эксперимент не закончился трагедией.
Каждый ребенок должен знать основные опасности в доме и уметь их избегать.