Содержание мотивов поведения
дошкольников. Формирование системы мотивов
Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на
протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует,
как и ребенок в раннем детстве, под влиянием возникших в данной момент
ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми различными причинами, и при
этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или
иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более
осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему
поступил в данный момент так, а не
иначе.
Один и тот же поступок, совершенный
детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины.
Трехлетний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они сбегаются и
клюют, а шестилетний мальчик – чтобы помочь матери по хозяйству.
Можно выделить некоторые виды
мотивов, типичные для дошкольного возраста в целом, оказывающее наибольшее
влияние на поведение детей:
1. Мотивы, связанные с интересом детей к миру
взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Подобные желания можно
использовать как средство , позволяющее добиться от ребенка выполнения того или
иного требования в повседневном поведении.
2. Мотивы игровые, связанные с интересом к самому
процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и
переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый.
3. Мотивы установления и сохранения положительных
взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Многие действия детей
объясняются желанием заслужить ласку,
одобрение, похвалу взрослых. Стремления к положительным взаимоотношениям со
взрослыми заставляют ребенка считаться с их мнением и оценками, выполнять
устанавливаемые ими правила поведения. По мере развития отношений со
сверстниками для ребенка все более важным становится их отношение к нему.
4.
Мотивы самолюбия, самоутверждения. Их исходный пункт – возникающее на рубеже
раннего детства и дошкольного возраста отделения себя от других людей,
отношение к взрослому как к образцу поведения. Ребенок начинает
претендовать на то, чтобы его также уважали и слушались другие,
обращали на него внимание, исполняли его желания. Стремление к самоутверждению
при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме
капризов и упрямства. Капризы дошкольников очень часто напоминают проявления
негативизма, который наблюдается у многих детей в период кризиса трех лет.
Капризы нередко и являются следствием неправильного подхода к ребенку в этот
период, закрепление возникших отрицательных форм взаимоотношений. Но
психологическая природа капризов отличается от «кризисных» форм поведения, в
которых ребенок пытается утвердить свою самостоятельность. Каприз – средство
обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризными, как правило,
становятся ослабленные безынициативные дети, которые не могут удовлетворить
стремление к самоутверждению другими путями, в частности в общении со
сверстниками.
4.Познавательные и соревновательные
мотивы. Ребенок дошкольного возраста становиться любознательным. Однако на
самом деле вопросы не всегда выражают их познавательный интерес, а стремление
привлечь внимание взрослого. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на
свой вопрос. Только постепенно под влиянием взрослого, которые обучают ребенка,
ребенок начинает все больше и больше интересоваться окружающим, стремиться к
тому, чтобы узнать что–то новое.
5.Мотив – стремление выиграть, быть
первым (стремление к самоутверждению).
6.Нравственные мотивы. Эти мотивы
изменяются и развиваются на протяжении всего дошкольного детства. Первоначально
выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь как
средство поддержания положительных отношений со взрослыми, которое это требуют.
Младшие дошкольники поступают так с теми
взрослыми и детьми, к которым испытывают симпатию. Постепенно детьми осознаются
нравственные нормы и правила. В старшем дошкольном возрасте они начинают
понимать их общеобязательность, их действительное значение.
7. Среди нравственных мотивов поведения все большое
место начинают занимать общественные мотивы – желание сделать что-то для
других.
Между разными видами мотивов складывается
соподчинение, иерархия мотивов: один из них приобретает более важное значение
для ребенка, чем другие. Соподчинение мотивов является самым важным
новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникшая иерархия мотивов
придает определенную направленность всему поведению дошкольника. Если главным
мотивом становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в
большинстве случаев будут действовать под их влиянием, не поддаваясь
противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть
другого или солгать. Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих
получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое
превосходства над другими, может привести к серьезным нарушениям правил
поведения. Здесь требуются специальные воспитательные меры, направленные на
перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности.
Самосознание
и самооценка у детей дошкольного возраста.
Самопознания у дошкольников - понимание того, что он собой представляет,
какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается
это отношение. Наиболее ярко самосознание проявляется в самооценке, т. е. в
том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и
возможности.
Предпосылка развития самосознания - отделения себя от других людей, которое
происходит уже в конце раннего детства. Но, вступая в дошкольный возраст
ребенок осознает только сам факт, что он существует, по-настоящему ничего не
зная о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребенок раннего
детства не учитывает своих реальных возможностей. Это достаточно явно
обнаруживается в период кризиса трех лет.
Еще нет сколько – нибудь обоснованного и правильного
мнения о себе и у младшего дошкольника, который попросту приписывает себе все
положительные одобряемые взрослыми
качества, часто даже не зная, в чем они заключаются. Когда одного ребенка,
утверждающего, что он аккуратный, спросили, что это значит, он ответил: «Я не
боюсь».
Для того чтобы научится правильно оценивать себя,
ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может
смотреть как бы со стороны. В период, оценивания сверстников, ребенок просто
повторяет мнение, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при
самооценки ( «Я хороший, потому что мама так говорит»).
Самостоятельная оценка ребенком других людей, их
поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это
проявляется в частности, в оценки поступков персонажей рассказов, сказок. Любой
поступок «хорошего», положительного героя оценивается как хороший, «плохого» -
как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от
общего отношения к ним, начинает
строится на понимании ситуации и того значения, которое имеют эти поступки и
качества. Прослушав сказку «Теремок», ребенок отвечает на вопросы: «Хорошо или
плохо поступил медведь?» - «Плохо». – «Почему он плохо сделал?» - «Потому что
раздавил теремок». – «Тебе медведь нравится или нет?» - «Нравится. Я люблю
мишек».
По мере усвоения норм и правил поведения они
становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но
приложить эти мерки к себе самому оказывается гораздо труднее. Переживания
захватывающее ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него
действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их
оценить. Такая оценка становится возможной только на основании сравнения своих
поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. Умением
сравнить себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту, и
это служит основой правильной самооценки.
Старшие дошкольники достаточно верно осознают свои
достоинства и недостатки, учитывают отношения к ним со стороны окружающих. Это
имеет огромное значение для дальнейшего
развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования
положительным образам. Вместе с тем ребенок становится способным и к тому,
чтобы намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим его качествам
и поступкам. В этом возрасте дети, как правило, прекрасно осознают
упрямство как нарушение норм поведения и проявляют упрямство сознательно только
по отношению к тем взрослым, которые идут на уступки. Ребенок может в отношении
с матерью играть роль ребенка, подчеркивая свои детские черты, вызывающее у нее
любовь и умиление, и добиваться таким способом получения всяких удовольствий. |