Методическая
разработка
«Наглядное
моделирование как средство развития связной речи старшего дошкольника»
Авторы: Калинина М.Н., воспитатель высшей квал.категории; Измаденова А.В., старший воспитатель высшей квал.категории.
Теоретическая часть.
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В
возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются
предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.
Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах
пишет, что "целью дошкольного обучения должна быть амплификация , то есть
обогащение, максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к
которым этот возраст наиболее восприимчив".
Для умственного развития детей дошкольного возраста
амплификация значит прежде всего: 1) развитие образного мышления, которое
выражается в овладении способностями к замещению и использовании схем, а именно
- умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные
заместители реальных предметов или явлений; 2) воображения, а именно - развитие
направленности воображения, в результате которого создаются новые образы.
Способность к замещению является фундаментальной
особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность
строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы
невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества.
И складываться эта способность начинает, как показал выдающийся швейцарский
психолог Жан Пиаже, именно на рубеже трёхлетнего возраста. Использование
заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития
умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.
Перспективным направлением совершенствования
(обогащения) речи ребёнка – логопата является использование метода наглядного
моделирования в играх и на занятиях по развитию речи. Карточки – схемы
позволяют поддерживать интерес ребёнка к работе с лексической темой, упрощает и
ускоряет процесс усвоения материала, задаёт последовательность описания,
рассказа о предмете.
При работе с лексическими темами в старшей
логопедической группе мы столкнулись с проблемой неумения рассказать о
каком-либо предмете. Причины затруднений различны:
·
Слабый
словарный запас,
·
Грамматическое
и словообразовательное несовершенство речи,
·
Незнание
последовательности описания предмета,
·
Неуверенность
в своих силах, боязнь ошибиться,
·
Быстрая
утомляемость.
С целью улучшения связной речи в старшей
логопедической группе в занятия по развитию речи был внедрены элементы метода
наглядного моделирования.
Цель работы: Развить навыки описания предметов
детьми старшего дошкольного возраста с
нарушениями речи.
Задачи:
1.
Обогатить
словарный запас.
2.
Познакомить
со схемами описания предметов.
3.
Научить
составлять алгоритм работы с карточками по различным темам.
4.
Развить
устойчивый навык монологической речи.
5.
Создать
положительную эмоциональную установку в работе с лексической темой, чувство
поддержки со стороны взрослого.
Работа
проводилась в 3 этапа:
1 этап. Были введены карты-схемы описания.
- назови
предмет (что это?) – предъявляется картинка с изображением знака вопроса.
- какого
цвета? – предъявляется картинка с изображением палитры.
- какой на
ощупь? – предъявляется картинка с изображением руки.
И другие (всего 22 отдельные
карточки-схемы, 3 ленты - схемы).
Предпочтение было отдано разработке отдельных схем на
каждый вопрос, что позволяет свободно варьировать алгоритм описания, сужая и
расширяя его, использовать схемы в словесных играх.
Также был существенно пополнен
наглядный материал по лексическим темам.
2 этап. Знакомство детей со схемами. Каточки
– схемы постепенно вводились в занятия по развитию речи. Воспитатель показывал
карточку, давал ей название, разбирал вместе с детьми её значение, давал примеры
работы с ней. На следующем занятии материал закреплялся, изучалась следующая
карточка. Между занятиями проводились словесные игры с использование схем.
3 этап. Работа со схемами на занятиях и при
индивидуальной работе, составление рассказа-описания. На этом этапе воспитатель
играет второстепенную роль, побуждая ребенка к рассказу, подготавливая
материал.
Подбор лексических тем
осуществляется по тематическому плану на учебный год:
Месяц
|
1 неделя
|
2 неделя
|
3неделя
|
4 неделя
|
Сентябрь
|
-
|
-
|
Игрушки
|
Овощи
|
Октябрь
|
Фрукты
|
Откуда пришёл хлеб?
|
Грибы
|
Лесные и садовые ягоды
|
Ноябрь
|
Осень
|
Одежда и обувь
|
Части тела
|
Домашние животные
|
Декабрь
|
Зимующие птицы
|
Зима
|
Зимние забавы
|
Новогодние праздники
|
Яеварь
|
-
|
Посуда
|
Продукты питания
|
Мебель
|
Февраль
|
Время, календарь
|
Вода – чудо природы
|
День защитника отечества
|
Транспорт
|
Март
|
8 марта. Женские профессии
|
Моя семья. Я и моё имя
|
Наш город
|
Россия
|
Апрель
|
Москва – столица нашей родины
|
Знакомство с солнечной системой
|
Весна
|
Перелетные птицы
|
Май
|
Праздник весны и труда
|
День Победы
|
Техника для облегчения труда
|
Инструменты
|
Июнь
|
Здравствуй, лето
|
Первоцветы
|
Насекомые
|
Животные жарких стран
|
Выводы:
На сегодняшний день в старшей
логопедической группе «Скворушки» проводится планомерная работа по развитию
речи детей при помощи метода наглядного моделирования.
Возможности использования: на занятиях
по развитию речи, при индивидуальной работе, в словесных играх.
Результаты:
1 – Создана
благоприятная атмосфера для развития монологической речи. Ребёнок чувствует
себя уверенно, имея схему - подсказку,
успешно справляется с заданием, что мотивирует его на познавательную и речевую
активность.
2 -
Разработаны карты – схемы, составлен опорный наглядный материал.
3 – Владение
материалом у детей группы - в полном
объёме: знают обозначение схем, подбирают их самостоятельно под тему,
составляют рассказ-описание по заданному алгоритму.
Перспективы:
1) ведение
новых схем, соответствующих лексической теме,
2) создание
дидактических игр с опорой на имеющийся материал,
3)
разработка схем, направленных на совершенствование грамматического строя,
звукового анализа, составление развёрнутого рассказа.
Карточки для работы с детьми
Картинки «Бытовая техника»
Картинки «Игрушки»
Картинки «Продукты питания»