Конспект
НОД по обучению грамоте
в
старшей группе. Тема:«Знакомство с буквой Г». Автор Бумгина О. Ю., воспитатель.
Задачи обучающие:
-
познакомить с новой буквой «Г»;
- закрепить знания детей о звуках - гласных, согласных (твердых, мягких)
- совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов;
- продолжать подготовку руки к письму - проведение изогнутых линий, обводка.
Задачи развивающие:
-
развивать речь детей;
- пополнять словарный запас, упражнять в подборе близких по смыслу слов,
однокоренных слов;
- развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость.
Задачи воспитательные:
-
воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к
пособиям.
Материал: иллюстрации, загадки, мягкая игрушка
- белка, муляжи грибов, корзина, тетрадь по подготовке руки к письму, различные
шрифты с буквой Г.
Раздаточный материал: карандаш простой,
тетради по подготовке руки к письму.
Предварительная работа с детьми:
Отгадывание
загадок, рассматривание иллюстраций с грибами, беседа о съедобных и несъедобных
грибах, индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.
Словарная работа: кузовок, лыко.
Методические приемы:
Игровой - использование сюрпризных моментов.
Наглядный - использование муляжей, тетрадей.
Словесный - вопросы воспитателя, ответы детей,
указания, обобщения.
1. Сюрпризный момент.
Белка
с корзинкой грибов приходит в гости к детям, здоровается с ними и просит
отгадать, что у нее в корзине. Она загадывает загадку:
И
на горке и под горкой,
Под березой, и под елкой.
Хороводами и в ряд,
В шляпах молодцы стоят.
Белка: Правильно, это грибы.
Белка
выкладывает грибы из корзины и показывает детям.
2. Активизация словарного запаса -
подбор родственных слов.
Белка: Ребята, а какие грибы вы знаете?
(ответы детей).
- А
в чем я вам принесла грибы? (в корзине).
- А
как по-другому можно назвать корзинку? (лукошко, кузовок). Кузовок- это корзина
для грибов, которую плетут из лыка (коры дуба).
- А
как бы вы сказали про маленький гриб? (грибочек).
- А
как называют людей, которые собирают грибы? (грибники).
3. Знакомство с буквой Г.
Воспитатель: Ребята, с какого звука начинается
слово ГРИБЫ?
-
Назовите слова на рисунках, которые начинаются с этого звука (горы, гвоздика,
гири и т.д.).
- А
с какого звука начинается слово ГИРЯ?
-
Произнесите отдельно звуки [Г] и [ГЬ]
-
Какие это звуки? (Это разные звуки твердый и мягкий согласный).
-
Для двух разных звуков - твердого Г и мягкого Г -
есть одна буква Г .
4.Рассматривание
разных шрифтов и поиск лишней буквы.
Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Т
Г
Г
5.Физкультминутка.
В
лесу долго мы идем.
Скоро и грибок найдем.
Вот один, а там другой.
Унесем мы их домой.
А
еще ты посмотри.
Вот их сразу целых три.
Мы их тоже соберем.
Дальше по лесу пойдем.
В
стороне растут три елки.
У них колкие иголки.
Мы под ними поискали.
Три грибочка отыскали.
Вот
хороший урожай.
Ты свой рот не разевай.
6. Интеллектуальная разминка. Все ответы должны
начинаться с буквы Г.
-
Кем раньше была бабочка? (Гусеницей).
- Какая птица своим прилетом оповещает о прилете весны? (Грач).
- Модель Земли (Глобус).
- Явление природы с сильным ветром, громом и молнией? (Гроза).
- Сестра Кая. (Герда).
- Фрукты. (Гранат, груша).
- Каша для богатырей (Геркулес).
- Как называются звуки, которые произносятся без препятствий? (Гласные).
7. Задание на внимание.
Нужно
найти букву Г в строчках с разными буквами и обвести в кружок
8. Подготовка руки к письму - проведение
линий, обводка.
Прописать букву Г по пунктирным линиям, затем
самостоятельно.
9. Подбор противоположных по смыслу
слов.
Белка: А чтобы завершить наше знакомство с
буквой Г я предлагаю игру «Скажи наоборот». Ответы должны
начинаться на букву Г:
Холодный
- горячий.
Чистый - грязный.
Тихий - громкий.
Сладкий - горький.
Веселый - грустный.
Молодцы, ребята!
10.Чтение слогов.
Га, го, ге, гё, ги, гя, гу
11.Проговаривание скороговорки.
Груздь на солнце греет бок! В кузовок иди грибок!
12.Подведение итогов занятия.
Пример интеграции образовательных областей при
проведении НОД «Знакомство с буквой Г» в старшей группе.
Образовательная
область
|
Задачи
|
Вид
деятельности
|
Познание
|
Познакомить с буквой Г.
Закрепить знания детей о
звуках-гласных (твердых и мягких)
Формирование знаний о культуре письма
|
Беседа, объяснение, показ
Рассматривание шрифтов, поиск лишнего
|
Коммуникация
|
Развивать речь детей
Пополнять словарный запас
Закреплять правильное отчетливое
произношение звуков
|
Интеллектуальная разминка (ответы на
вопросы), беседа
Чтение слогов
|
Физическая культура
|
Обогащать двигательный опыт детей
|
Физминутка
|
Социализация
|
Приобщение к элементарным общепринятым
нормам и правилам взаимопонимания со сверстниками и взрослыми
Формирование умения оценивать свою
деятельность
|
Непосредственная совместная
деятельность
|
Чтение художественной литературы
|
Развитие литературной речи, приобщение
к словесному искусству
|
Чтение загадок, проговаривание слов физминутки, заучивание скороговорки
|
Труд
|
Воспитание самостоятельности,
усидчивости, аккуратности
|
Самостоятельная работа, уборка
рабочего места
|
|