Наше меню

Это интересно

Эксперимент Зарубина Г.С.

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

Опрос
Как часто вы посещаете наш сайт?
Всего ответов: 34

Теги
зима зимние забавы раскраска раскраски задания для детей малышам математика домашнее задание космос лексическая тема родителям тема тема недели совет грибы прогулка выпускной одежда нод буква г грамота обучение грамоте зож педсовет блог дети раннего возраста дидактическая игра конспект ранний возраст 9 мая май майские праздники презентация проект Боярская лепка соленое тесто для родителей медицинские прививки веснушки огоньки масленица скоморохи дети развлечения новый год 8 марта 8 марта весна праздник вокал конкурс Новый год 2017 Новый год - 2017 осень Гнёздышко

Детские песни


Кто онлайн
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Психолог Рязанова Ирина Викторовна » Для родителей

Поведенческие мотивы дошкольников

Содержание мотивов поведения дошкольников. Формирование системы мотивов

Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем детстве, под влиянием возникших в данной момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми различными причинами, и при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данный момент так,  а не иначе.

            Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины. Трехлетний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они сбегаются и клюют, а шестилетний мальчик – чтобы помочь матери по хозяйству.

            Можно выделить некоторые виды мотивов, типичные для дошкольного возраста в целом, оказывающее наибольшее влияние на поведение детей:

1. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Подобные желания можно использовать как средство , позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении.

2. Мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый.

3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Многие действия детей объясняются  желанием заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых. Стремления к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляют ребенка считаться с их мнением и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения. По мере развития отношений со сверстниками для ребенка все более важным становится их отношение к нему.

4. Мотивы самолюбия, самоутверждения. Их исходный пункт – возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделения себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения. Ребенок начинает претендовать  на то, чтобы  его также уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания. Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямства. Капризы дошкольников очень часто напоминают проявления негативизма, который наблюдается у многих детей в период кризиса трех лет. Капризы нередко и являются следствием неправильного подхода к ребенку в этот период, закрепление возникших отрицательных форм взаимоотношений. Но психологическая природа капризов отличается от «кризисных» форм поведения, в которых ребенок пытается утвердить свою самостоятельность. Каприз – средство обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризными, как правило, становятся ослабленные безынициативные дети, которые не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями, в частности в общении со сверстниками.

            4.Познавательные и соревновательные мотивы. Ребенок дошкольного возраста становиться любознательным. Однако на самом деле вопросы не всегда выражают их познавательный интерес, а стремление привлечь внимание взрослого. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свой вопрос. Только постепенно под влиянием взрослого, которые обучают ребенка, ребенок начинает все больше и больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что–то новое.

            5.Мотив – стремление выиграть, быть первым (стремление к самоутверждению).

            6.Нравственные мотивы. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении всего дошкольного детства. Первоначально выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных отношений со взрослыми, которое это требуют. Младшие дошкольники  поступают так с теми взрослыми и детьми, к которым испытывают симпатию. Постепенно детьми осознаются нравственные нормы и правила. В старшем дошкольном возрасте они начинают понимать их общеобязательность, их действительное значение.

7. Среди нравственных мотивов поведения все большое место начинают занимать общественные мотивы – желание сделать что-то для других.

Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов: один из них приобретает более важное значение для ребенка, чем другие. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникшая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению дошкольника. Если главным мотивом становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будут действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходства над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь требуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности.

 

Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста.

Самопознания у дошкольников  - понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее ярко самосознание проявляется в самооценке, т. е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

Предпосылка развития самосознания  - отделения себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. Но, вступая в дошкольный возраст ребенок осознает только сам факт, что он существует, по-настоящему ничего не зная о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребенок раннего детства не учитывает своих реальных возможностей. Это достаточно явно обнаруживается в период кризиса трех лет.

Еще нет сколько – нибудь обоснованного и правильного мнения о себе и у младшего дошкольника, который попросту приписывает себе все положительные одобряемые  взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются. Когда одного ребенка, утверждающего, что он аккуратный, спросили, что это значит, он ответил: «Я не боюсь».

Для того чтобы научится правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. В период, оценивания сверстников, ребенок просто повторяет мнение, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценки ( «Я хороший, потому что мама так говорит»).

Самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется в частности, в оценки поступков персонажей рассказов, сказок. Любой поступок «хорошего», положительного героя оценивается как хороший, «плохого» - как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним,  начинает строится на понимании ситуации и того значения, которое имеют эти поступки и качества. Прослушав сказку «Теремок», ребенок отвечает на вопросы: «Хорошо или плохо поступил медведь?» - «Плохо». – «Почему он плохо сделал?» - «Потому что раздавил теремок». – «Тебе медведь нравится или нет?» - «Нравится. Я люблю мишек».

По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому оказывается гораздо труднее. Переживания захватывающее ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценить. Такая оценка становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. Умением сравнить себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту, и это служит основой правильной самооценки.

Старшие дошкольники достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношения к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение  для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образам. Вместе с тем ребенок становится способным и к тому, чтобы намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим  его качествам  и поступкам. В этом возрасте дети, как правило, прекрасно осознают упрямство как нарушение норм поведения и проявляют упрямство сознательно только по отношению к тем взрослым, которые идут на уступки. Ребенок может в отношении с матерью играть роль ребенка, подчеркивая свои детские черты, вызывающее у нее любовь и умиление, и добиваться таким способом получения всяких удовольствий.

Категория: Для родителей | Добавил: Тавосочка (31.01.2013)
Просмотров: 5925 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск по сайту




Категории раздела

Для родителей [5]



Мы - лучшие

конкурс

Сайт «Тавосочка» - победитель городского конкурса сайтов «Лучший сайт ДОУ» 
в 2014 г.



Наши сайты

  • Группа Жаворонки
  • Лебедькова Ю.Г.
  • Суходоева О.Г.
  • Зарубина Г.С.



  • Родителям

    Электронная очередь в ДОО
    Оплата детского сада
    Постановление Администрации г Кемерово
    Компенсационная выплата



    Важно











    Полезные ссылки

    Президент России
    Министерство образования и науки
    Администрация Кемеровской области
    Администрация г. Кемерово
    Департамент образования и науки Кемеровской области
    Управление образования администрации г. Кемерово  (  )
    НМЦ г. Кемерово  ( )
    КРИПКиПРО
    Портал госуслуг РФ
    Кодексы и законы РФ
    Уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области
    Вестник образования
    ФГОС дошкольного образования
    МФЦ Кемерово
    Портал Российское образование
    ФЦИОР
    Единое окно
    Инновации в образовании
    ЦДиК
    Единая коллекция ЦОР
    Портал Кемеровская область
    Федеральный институт педагогических измерений
    Федеральный институт развития образования
    Кузбассобрнадзор
    Персональные данные



    Педагогам

    МЕТОДКАБИНЕТ.РФ
    MAAAM.RU
    Pedsovet.su
    Педсовет.ORG
    Социальная сеть работников образования



    Самообразование

    Дошкольное воспитание
    Дошкольное образование
    Обруч
    Ресурсы образования
    Портал для специалистов ДОУ



    Детское развитие

    Мой детский сад
    Детсад
    Детский сад.Ру
    Всё для детей
    Родителям для детей
    Детская игровая комната
    Солнышко
    Интернет-гномик
    Волшебная академия
    Добрый сказочник
    Начальная школа
    Детские электронные презентации и клипы
    Методический портал



    Время




    МАДОУ № 215 "Детский сад комбинированного вида" © 2020
    Пользовательское соглашение
    Хостинг от uCoz