НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ




Меню сайта



Анкета для получателей услуг






Это интересно

Эксперимент Зарубина Г.С.

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0


Опрос

Как часто вы посещаете наш сайт?
Всего ответов: 53


Теги

зима зимние забавы раскраска раскраски задания для детей малышам математика домашнее задание космос лексическая тема родителям тема тема недели совет грибы прогулка выпускной одежда нод буква г грамота обучение грамоте зож педсовет блог дети раннего возраста дидактическая игра конспект ранний возраст проект Боярская лепка соленое тесто для родителей медицинские прививки масленица веснушки огоньки скоморохи дети развлечения новый год 8 марта 8 марта весна праздник конкурс вокал Новый год 2017 Новый год - 2017 осень Гнёздышко Окна Победы!

НОКО



Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Кто онлайн

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Рубрику ведет Митенкова Т.В. и Устименко В.В., учителя-логопеды МАДОУ № 215

 


 
 
 
 
 
Как развивать речь ребенка? Игры для развития речи.

 

       Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

Материал оформлен в виде красочного альбома.

Скачать

 

 

Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференциальных движений пальцев и кисти рук детей.

      Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

     Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребёнка, тот плотно их сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребёнок совершат на рефлекторном уровне, его действия ещё не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

     Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребёнка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием  рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

      Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

      В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

     Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекающее, а не развивающее  и оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов такжеподтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтеревой доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

       Тренировка пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Не случайно, упражнение для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 мин. ежедневно. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых в медленном темпе. Темп и количество упражнений постепенно увеличиваются.

Обращайте  внимание на овладение ребёнком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребёнка каждого из пальцев, помогайте ребёнку координировано и ловко ими манипулировать постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребёнка и не развивают мышцы пальцев рук. Предпочтительными должны быть хорошие простые и цветные карандаши. Очень полезны для развития пальцев ребёнка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска, составление аппликаций, обрывание по контуру (из бумаги), игры с мелкой мозаикой, работа с ножницами (желательно небольшого размера), пришивание пуговиц, вышивание, нанизывание бус, перебирание: круп, пуговиц, различных мелких деталей. А когда наступит лето, используйте для тренировки сбор ягод, выпалывание сорняков и другие виды работ, в которых участвуют мелкие мышцы рук.

         Обнаружив отставание у ребёнка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

 

Аденоиды и речевые нарушения у детей.

 

Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей, являются аденоиды.

Аденоиды – избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в

полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и несогретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка.

В таком случае миндалины глотки не могут дезинфицировать поступающий в ротовую полость воздух, как это происходит в норме, а вынуждены, должны очищать его от грубых механических

примесей, к чему они не приспособлены. Поэтому они часто гипертрофируются и превращаются из органов дезинфекции в рассадник инфекций, открывая путь микробам и вирусам в органы дыхания (трахею, бронхи, лёгкие), являясь причиной частых ангин, бронхитов, бронхопневмоний, приводя эти органы в дальнейшем к деструктивным изменениям.

Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание.

В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических

заболеваний носоглотки (ринитов, синуитов, отитов, воспалений пазух носа и т.д.), что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребёнка. В результате затруднения оттока крови и лимфы от головного мозга, вызванного застойными явлениями в полости носа от воздействия аденоидов, у детей нередко возникают головные боли. Это воздействие происходит по типу механического сжатия кровеносных сосудов и нервных путей, ведущих к мозгу и от него, что нарушает трофику (питание) головного мозга и затрудняет передачу нервных импульсов по типу их усиления или ослабления.

Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка, имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка

постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности (в состоянии гипоксии), а это ведёт, в свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы. Лицо ребёнка, страдающего от наличия аденоидов, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисание нижней челюсти), сглаженность носогубных складок, амимичное выражение лица.

Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.  Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям

речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким. Фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и, как следствие этого, нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения, слова, слога.

У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик. Голос приобретает сильный носовой оттенок (так называемая закрытая ринолалия). При закрытой

ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования, и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, интонированности, модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в свою очередь, приводит:

а) к нечёткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими ([дама] = [дыма]) и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т.е. к нарушению фонематического анализа;

б) к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков (от ~ 1: 4 в норме до 1: 2, 1: 1 у детей с аденоидами), что тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребёнком слов, членение слов на слоги в дальнейшем является причиной дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза;

в) к нарушению произносительной дифференциации (из-за сильного носового оттенка голоса) таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т ("мебель" = "небель", "Мила" = "мина", "мне" = "не", "Дина" = "Нина", "день" = "нень", "ладно" = "лано" и т.д.)

г) к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению, что зависит от индивидуальной структуры дефекта каждого отдельного ребёнка и что может явиться причиной акустической дисграфии.

Аденоиды у детей являются причиной неразвитости, слабости периферического отдела речевого анализатора:

1) слабости нижней челюсти и, как следствии этого, повышенной саливации;

2) неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т.к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков, наиболее частыми из которых являются:

а) межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их произносительной дифференциации

б) нарушение произношения твёрдых и мягких согласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации.

в) нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации

г) трудности, часто невозможность артикулирования соноров.

3) неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт к нарушению произношения звука [в], к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию (в том числе предлога "в").

Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействием аденоидов, создают картину тяжёлых речевых нарушений у дошкольников: стёртой формы дизартрии, нарушения фонематического слуха, а иногда и общего недоразвития речи.

 

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

Категории раздела

Новости сайта [59]
Новости в детском саду [124]
Педсоветы [0]
Утренники [21]
Родительские собрания [11]
Конкурсы в детском саду [4]
Конкурсы на сайте [1]


       


Мы лучшие

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов  


Наши сайты

  • Группа Жаворонки
  • Суходоева О.Г.
  • Зарубина Г.С.



  • Родителям

    Электронная очередь в ДОО
    Оплата детского сада
    Постановление Администрации г Кемерово
    Компенсационная выплата



    Это важно











    Полезные ссылки

    Президент России
    Министерство науки и высшего образования
    Администрация Кемеровской области
    Администрация г. Кемерово
    Департамент образования и науки Кемеровской области
    Управление образования администрации г. Кемерово
     
    НМЦ г. Кемерово 
    ( )
    КРИПКиПРО
    Портал госуслуг РФ
    Кодексы и законы РФ
    Уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области
    Вестник образования
    ФГОС дошкольного образования
    МФЦ Кемерово
    Портал Российское образование
    ФЦИОР
    Единое окно
    Инновации в образовании
    ЦДиК
    Единая коллекция ЦОР
    Портал Кемеровская область
    Федеральный институт педагогических измерений
    Федеральный институт развития образования
    Кузбассобрнадзор
    Персональные данные



    Педагогам

    МЕТОДКАБИНЕТ.РФ
    MAAAM.RU
    Pedsovet.su
    Педсовет.ORG
    Социальная сеть работников образования



    Самообразование

    Дошкольное воспитание
    Дошкольное образование
    Обруч
    Ресурсы образования
    Портал для специалистов ДОУ



    Поиск по сайту




    Это интересно

    Детсад
    Детский сад.Ру
    Всё для детей
    Родителям для детей
    Детская игровая комната
    Солнышко
    Интернет-гномик
    Волшебная академия
    Добрый сказочник
    Начальная школа
    Детские электронные презентации и клипы
    Методический портал



    ...




    МАДОУ № 215 "Детский сад комбинированного вида" © 2024
    Пользовательское соглашение
    Хостинг от uCoz