НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ
Наше меню

Это интересно

Скворушки 23 февраля

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

Опрос
Как часто вы посещаете наш сайт?
Всего ответов: 43

Теги
зима зимние забавы раскраска раскраски задания для детей малышам математика домашнее задание космос лексическая тема родителям тема тема недели совет грибы прогулка для родителей выпускной одежда нод буква г грамота обучение грамоте зож педсовет блог дети раннего возраста дидактическая игра конспект ранний возраст проект Боярская лепка соленое тесто медицинские прививки веснушки огоньки масленица скоморохи дети развлечения новый год 8 марта 8 марта весна праздник конкурс вокал Новый год 2017 Новый год - 2017 осень Гнёздышко

НОКО


Календарь
«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Кто онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

?
Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Расскажите о проблеме
Написать сообщение
Рубрику ведет Чумашвили Т. А., заведующая МАДОУ № 215

 
Чумашвили Татьяна Алиевна, 
заведующая МАДОУ № 215 "Детский сад комбинированного вида", 
Почетный работник общего образования РФ, 
награждена медалью "За веру и добро".
 
 

Из истории дошкольного воспитания в России

В 1764 году в соответствии с утвержденным Екатериной II проектом организации сословных учебно- воспитательных учреждений в Москве был открыт воспитательный дом для сирот и подкидышей. В нём находились дети с младенческого возраста до совершеннолетия.

Идея общественного дошкольного воспитания была воспринята русскими общественными деятелями и педагогами в результате изучения работы различных учреждений для маленьких детей в странах Западной Европы.

С именем Фридриха Фребеля связано возникновение дошкольной педагогики как науки о воспитании детей. Он же придумал название «Детский сад» в 1840 году.

«Детский сад» - это прежде всего означало, что воспитанники большую часть времени будут проводить в саду, на лоне природы; в переносном смысле- такой же уход за детьми, как в хорошем саду за растениями.

Педагогическая система Фребеля складывалась под влиянием немецкой идеалистической философии начала 19 века (Фихте, Гегеля, Шелленга, Краузе).

Важнейшую роль части учения Фребеля, по его мнению, составляло философское обоснование педагогических взглядов. Фребель отмечал: если из его системы «выдвинуть общее мировоззрение», то она разрушится, так как цементируется его «философией» (17 с.190).

Философско – религиозные идеи, касающиеся единства вселенной и её многообразия, единства человека и природы, внутренней связи явлений в природе и в жизни человека, Фребель спроецировал в области педагогики. Его мнение: ребёнок – носитель божественной сущности; его деятельность и поведение обусловлены инстинктами. Важнейший из них – стремление к деятельности; развитие совершается через самодеятельность, через «развертывание своей сущности. (17 с.197). Под самодеятельностью Фребель понимал стремление человека осуществить свое предназначение как стремление, данное природой каждому индивидууму, благодаря чему отдельный человек, создав собственный мир представлений, соединяет его с внешним миром.

Таким образом, по Фребелю, самодеятельность есть процесс познания объективного мира, самого себя (своей собственной природы), «я». Поэтому он обращается к родителям с призывом не глушить в детях активность, самодеятельность.

По убеждению Фребеля, божественное начало проявляет себя в человеке и через человека в виде четырех основных стремлений: религиозного, стремление к труду, художественного (эстетического) и познавательного. Указанные виды стремлений определяют основные цели воспитания – религиозное и нравственное, физическое и трудовое, эстетическое и умственное.

Ещё один важный фактор развития ребёнка – творческая деятельность. Фребель считал: свою внутреннюю сущность человек раскрывает не только через труд и игру, но и посредством звуков, красок и форм. Каждый человек познаёт себя в творчестве. Исходя из этой идеи, Фребель рекомендовал обучать детей рисованию карандашами и красками, пению, лепке из глины и песка,

проводить «повторительные» игры из кубиков и веток. Фребель настаивал на необходимости правильного и прочного формирования у ребёнка первых представлений к познанию окружающего его мира через непосредственное созерцание предметов. (17 с. 192).

Наряду с названием «детский сад» существовали (некоторые существуют и сейчас) и другие названия заведений для детей – «Вязальная школа» (Франция – И.Ф. Оберлин), «Мониториальная школа» (Англия – С. Уильдерспин), «дом ребенка» (Франция, Италия – Я.А. Коменский), «Материнская школа» (Италия – М.Монтоссори), «Игровая школа» (Швеция – К. Пратт).

В России наибольшее распространение имели такие заведения как приюты, ясли, очаги, детские сады.

К.Д. Ушинский писал: «Детские приюты следует строго отличать от детских садов. Детские приюты – печальная необходимость; детские сады – желательная, но малодоступная роскошь». (16 с.186).

Детские сады действительно были доступны далеко не всем, так как открывались частными лицами и существовали на вносы родителей. Чехова Н.В. в журнале «Вестник воспитания» за 1905 год даёт представление о том, как непросто проходило становление общественного воспитания в России и объясняет существование детских садов как частных учреждений тем, что ни правительство, ни общественные учреждения в их содержании и устройстве никакого участия не принимали.

Существенно отличились друг от друга платные и бесплатные детские сады. Один из первых детских садов в Петербурге был открыт в 1866 году Аделаидой Семёновной Симонович. В детском саду все было приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположение просторных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для игр и занятий детей на воздухе. Так как детский сад Симонович был платным его соответственно и посещали дети состоятельных людей.

Первый бесплатный детский сад был открыт в том же 1866 году, как и сад Симонович. Создан он был для «низших» слоёв населения. Это было благотворительное учреждение при «Обществе дешёвых квартир». У этих детей не было просторных, светлых комнат с балконами, не было своего садика, где они могли бы выращивать цветы, не было таких замечательных материалов и пособий как в детском саду Симонович.

Соответственно различался и педагогический процесс в этих заведениях. У Симонович цель детского сада – это физическое, умственное и последовательно – нравственное развитие детей.

«Детский сад есть связующее звено между семьей и школой». (6 с.227). Характерной особенностью детского сада Симонович было отсутствие в нём религиозного воспитания детей.

Совершенно по-другому был организован педагогический процесс в бесплатном детском саду. Здесь были созданы швейная мастерская для пошива детского белья, прачечная, общая кухня, школа. Детей старшего дошкольного возраста обучали молитвам, священному писанию, проводились подвижные

игры и некоторые ручные работы (рисование, плетение, вырезание, строительные игры). Один час в день дети занимались чтением и письмом и один час – беседами с педагогом.

Если в первом детском саду педагогическая работа была направлена на сознание эмоционального комфорта и интеллектуального развития детей, то во втором детском саду – на привитие трудовых навыков и религиозного воспитания. Отчётливо прослеживается деление на сословные классы, предопределяя роль в обществе.

По поводу «вживания» системы Фребеля в России, Г. Рокова в своей статье в журнале «Вестник воспитания» за 1901 год пишет: «К нам идеи Фребеля проникли в измененном виде, наши «детские сады» часто только по названию (и может быть, к счастью) напоминают соответственные учреждения Запада, где нерушимо сохраняются заветы учителя, не изменяется ни одного слова, так как верят в то, что Фребель сказал уже последнее слово о том, как нужно воспитывать самых маленьких детей. (14 с.38).

Как бы подводя итог в 1905 году в «Вестнике воспитания» Чехова Н.В. пишет: «….. на саму систему Фребеля стали смотреть свысока, как на что-то устарелое, педантичное и не пригодное для «русских детей». (13 с. 32).

После того как система Фребеля (в различных вариациях) была опробована в российских детских садах и стала все больше подвергаться критике, широкое распространение (1905-1907гг.) получила среди педагогов теория «свободного воспитания», идеи которой наиболее ярко выразил Константин Николаевич Вентцель.

Вентцель предлагал создать на ряду с «домом свободного ребенка» дошкольное учреждение, названное им «идеальный детский сад».

Он должен быть, по замыслу Вентцеля, «маленькой хозяйственной единицей, трудовой ассоциацией, в строительстве и жизни которой дети принимают самое активное участие». Детский сад должен стать местом счастья, радости и свободы, «местом цельной и гармоничной жизни ребенка». Здесь не должно быть программ, планов, расписания. И воспитатель, и дети – все должны быть творцами; в занятиях воспитателя с детьми должна преобладать педагогическая импровизация, творчество, без всякой предварительной подготовки.

В «идеальном детском саду» воспитатели должны смотреть на ребенка как на «маленького художника которому надо только помогать совершенствоваться и находить самостоятельно всё более и более лучшие формы воплощения красоты».

Девизом этого детского сада было: «минимум регламентации, максимум свободы». (2 с.28).

Против «свободного воспитания» решительно – выступала Елизавета Ивановна Тихеева. «Все педагогические учения грешат слишком большой теоретичностью, оторванностью от конкретных неумолимых условий и законов действительности, среди которых нам приходится жить и действовать». (15.с. 310).

Тихеева Е.И. считала, что детский сад должен быть «подобием семьи», что между воспитателем и детьми должны быть непринуждённые, доброжелательные отношения. Вся атмосфера детского сада – радостная, а игра и занятия проводятся как детские праздники.

Детский сад Тихеева считала подготовительной ступенью к школе (15 с.318), поэтому положительно решила вопрос о необходимости и возможности создания программы и планов занятий.

В 1914 году Тихеева была в Италии, где ознакомилась с работой «домов ребёнка» Марии Монтессори, итальянского врача и педагога. Отметив некоторые положительные моменты в сфере сенсорного воспитания детей, она пришла к общему заключению о принципиально неправильном направлении их работы.

Становление дошкольного воспитания в России ярко прослеживается на примере детского сада Луизы Карловны Шлегер, где путём метода проб и ошибок воспитатели искали наиболее верный путь воспитания детей.

С 1905 года Шлегер руководила народным детским садом, открытом в Москве педагогическим обществом «Сетлемент» (позднее общество «Детский труд и отдых») возглавляемым С.Т. Шацким. Воспитательницы этого детского сада с большим энтузиазмом и совершенно бесплатно не только вели педагогическую работу, но и сами обслуживали детей, убирали помещения детского сада.

С 1919 года этот детский сад вошёл в систему учреждений первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР.

Слова Шацкого «Возвратите детям их детство» были его девизом.

Л.К. Шлегер пыталась найти новые, пути воспитания, исходя из условий жизни в России и национальных особенностей русских людей. Вместе со своими сотрудниками она подбирала новый дидактический материал – «жизненный материал»(глина, песок, дерево т т.п.), который давал бы детям возможность проявить творческую активность и самостоятельность.

К 1918 году в России сложились условия для организации системы дошкольного воспитания: была создана сеть различных типов детских учреждений, шла теоретическая и практическая разработка содержания и методики работы с детьми дошкольного возраста, началась подготовка воспитателей для детских садов и очагов, были заложены основы управления дошкольными учреждениями находившимися в ведении разных организаций (см. таблицу).

 
 


 
Категории раздела

Новости сайта [25]
Новости в детском саду [111]
Педсоветы [0]
Утренники [21]
Родительские собрания [10]
Конкурсы в детском саду [4]
Конкурсы на сайте [0]


      


Мы лучшие

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов  


Наши сайты

  • Группа Жаворонки
  • Лебедькова Ю.Г.
  • Суходоева О.Г.
  • Зарубина Г.С.



  • Родителям

    Электронная очередь в ДОО
    Оплата детского сада
    Постановление Администрации г Кемерово
    Компенсационная выплата



    Это важно











    Полезные ссылки

    Президент России
    Министерство образования и науки
    Администрация Кемеровской области
    Администрация г. Кемерово
    Департамент образования и науки Кемеровской области
    Управление образования администрации г. Кемерово  (  )
    НМЦ г. Кемерово  ( )
    КРИПКиПРО
    Портал госуслуг РФ
    Кодексы и законы РФ
    Уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области
    Вестник образования
    ФГОС дошкольного образования
    МФЦ Кемерово
    Портал Российское образование
    ФЦИОР
    Единое окно
    Инновации в образовании
    ЦДиК
    Единая коллекция ЦОР
    Портал Кемеровская область
    Федеральный институт педагогических измерений
    Федеральный институт развития образования
    Кузбассобрнадзор
    Персональные данные



    Педагогам

    МЕТОДКАБИНЕТ.РФ
    MAAAM.RU
    Pedsovet.su
    Педсовет.ORG
    Социальная сеть работников образования



    Самообразование

    Дошкольное воспитание
    Дошкольное образование
    Обруч
    Ресурсы образования
    Портал для специалистов ДОУ



    Поиск по сайту




    Это интересно

    Детсад
    Детский сад.Ру
    Всё для детей
    Родителям для детей
    Детская игровая комната
    Солнышко
    Интернет-гномик
    Волшебная академия
    Добрый сказочник
    Начальная школа
    Детские электронные презентации и клипы
    Методический портал



    Время




    МАДОУ № 215 "Детский сад комбинированного вида" © 2021
    Пользовательское соглашение
    Хостинг от uCoz